В работе ставятся вопросы о возможности экстраполяции эффектов билингвизма на трилингвизм в младшем школьном возрасте, об усилении/снижении когнитивной регуляции у детей-билингвов в процессе/результате овладения ими другими языками. Целью пилотажного исследования является выявление возможностей когнитивной регуляции у младших школьников-билингвов в образовательной ситуации изучения третьего языка. В исследовании приняли участие школьники вторых классов (N=60) в возрасте от 8 до 9,8 лет (M=8,8, SD=0,36), среди которых 30 человек с несбалансированным билингвизмом (N=30, 15 мальчиков, 15 девочек) из национальной удмуртской гимназии и 30 – монолингвы с родным русским языком (N=30, 13 мальчиков, 17 девочек) из общеобразовательной школы г. Ижевска Удмуртской Республики.
Для измерения компонентов когнитивной регуляции использованы: тестовая батарея NEPSY-II (детский вариант в печатном виде): «Повторение предложений», «Память на конструирование», «Торможение»; компьютерные тестовые пробы Программного обеспечения инструментария психолога «Практика – МГУ»: Stroop Test, Shulte Tables, Memory for geometric shapes, Go-NoGo. Основной статистический метод анализа данных эмпирического исследования – структурное моделирование (моделирование структурными уравнениями).
Результаты пилотажного исследования показывают возможный синкретический (смешанный) эффект билингвизма в процессе овладения третьим языком младшими школьниками с необходимостью его контроля в образовательной ситуации. Допускаем, что билингвизм в образовательной ситуации изучения третьего языка, как предиктор когнитивных изменений, обеспечивает преимуществами в самоорганизации субсистем регуляторных процессов когнитивного уровня и, наряду с этим, порождает трудности в связи с высокой регуляторной нагрузкой.
Ключевые слова : билингвизм
Речевой портрет детей коренных малочисленных народов севера в процессе обучения математике
В статье представлено научное описание коллективного речевого портрета учащихся основной школы в процессе обучения математике в сельских образовательных организациях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Материалом для научного описания коллективного речевого портрета в контексте двуязычия послужили результаты исследований, проведенных в 4-х регионах России: в Республике
Саха (Якутия), Республике Бурятия, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе − Югра. Всего исследованием были охвачены 165 респондентов
(учащиеся, учителя и родители).
В ходе исследования были проанализированы научная литература и статистические данные
по исследуемым регионам. Имели место такие методы исследования как наблюдение, беседа,
интервью, анкетирование, транскрибация аудиозаписей, количественный и качественный
анализ устных и письменных работ.
Теоретико-методологической базой исследования явились работы ученых, посвященные
проблемам языковой личности, речевого портрета, формирования и развития математической речи.
При создании речевого портрета были учтены социокультурные, социолингвистические,
психолого-педагогические, этнолингвистические факторы, влияющие на развитие устной и
письменной математической речи. Проанализированы аудиозаписи устной речи и письменные проверочные работы учащихся.
Результаты исследования могут оказать методическую помощь при организации образовательной деятельности по развитию математической речи.