Генеративный искусственный интеллект (GAI) в значительной степени изменил образовательный ландшафт, положив начало глубинной трансформации систем. В данном исследовании проанализированы реферативно-библиографические базы данных Scopus и Web of Science (WoS). Авторами собраны данные на основе изучения статей, изданных за последние пять лет (2019-2023 гг). Осуществлялся анализ документов, содержащих термины «генеративный искусственный интеллект» и «образование» в названии статьи, аннотации и ключевых словах, что позволило собрать уточненный набор данных по 116 публикациям. При проведении исследования использовались инструменты PRISMA и PICOC для обеспечения методологической строгости. Анализ данных проводился с помощью современной программы VOSviewer_1.6.20. В ходе исследования были изучены различные аспекты моделей цитирования, выявлены заметные различия между источниками, авторами и организациями. Исследование носит трансдисциплинарный характер благодаря использованию библиографической связи между несколькими странами, а также совместному цитированию упоминаемых источников и авторов. Включение компонентов PICOC способствовало критическому анализу проблемы исследования в ее связи с политическими и практическими аспектами, выявлению преобладающих тенденций в современных научных изысканиях. Таким образом, исследование дает представление о потенциальном влиянии на практику и политику, закладывает основу для дальнейшего изучения генеративного искусственного интеллекта в образовании.
Ключевые слова : библиометрический анализ
Феномен понятия «виктимизация» в современных отечественных и зарубежных исследованиях
Процесс виктимизации детей и подростков, а также других групп общества – актуальная
современная проблема. Возникает она в силу сложности данного процесса, необходимости
его комплексного научного исследования и принятия кардинальных как общественных, го-
сударственных, так и специальных психолого-педагогических и социально-медицинских мер
по его предупреждению и коррекции.
В связи с этим авторами была поставлена цель теоретически определить и подвергнуть ана-
лизу феномен виктимизации на основе научных публикаций. Методом исследования явился
прежде всего библиометрический анализ актуальных научных трудов, размещенных в круп-
нейших мировых базах данных «Web of Science», «Scopus», «eLIBRARY». Это позволило оце-
нить данный феномен по работам российских и зарубежных ученых и провести качествен-
ный анализ их выводов.
Проведенный анализ свидетельствует о разнообразии точек зрения, о расширении понятий-
ного аппарата виктимологии, о наличии нескольких теорий виктимизации и подходов к ней.
В отечественной социально-педагогической виктимологии определены система специфичес-
ких и междисциплинарных понятий, основные категории жертв, виктимогенные факторы.
Зарубежные исследователи с целью предотвращения виктимизации конкретизируют аспек-
ты предупреждения, минимизации, коррекции и индивидуальной помощи. Большое коли-
чество публикаций посвящено взаимосвязи виктимизации и других социальных явлений,
особенно в школьной среде.
Несмотря на многогранность научного поля исследования феномена виктимизации, выявле-
ны различия в характеристиках данной дефиниции в мировых и российских базах данных.
Отмечена тенденция к росту публикационной активности как среди зарубежных, так и среди
российских исследователей по данной проблеме. Очевидно, что этот феномен требует более
глубокого изучения, причем междисциплинарного, а также разработки и конкретизации ус-
ловий, моделей и способов девиктимизации на различных уровнях.
Прогностическая компетентность будущих педагогов: обзор современного состояния проблемы
Актуальность изучения феномена прогностической компетентности подчеркивается требо-
ваниями современной системы образования, нуждающейся в педагогических кадрах с вы-
соким уровнем прогностических способностей. В профессиональной деятельности педагога
умение прогнозировать занимает одно из приоритетных мест благодаря обновляющимся
тенденциям образования и потребности в эффективном осуществлении практической де-
ятельности. Будущие педагоги должны уметь предвидеть изменения в образовательном про-
странстве, гибко модифицировать имеющуюся информацию в контексте профессиональной
практики, проектировать образовательный процесс на фундаменте научно обоснованных
прогнозов.
В связи с этим статья направлена на определение степени научной разработанности фено-
мена прогностической компетентности и выявление современных подходов к ее изучению и
формированию. Ведущим методом в исследовании данной проблемы явился библиометри-
ческий анализ научного информационного поля актуальных педагогических исследований.
Он осуществлялся на основе крупнейших мировых баз данных: «Web of Science», «Scopus»,
«eLIBRARY». Это позволило рассмотреть возможности решения проблемы формирования
прогностической компетентности будущих педагогов с помощью качественного анализа сов-
ременных зарубежных научно-исследовательских работ.
Становится актуальным углубленное изучении специфики комплексного формирования
прогностической компетентности. Данный феномен не подвергался комплексному изучению
в среде студентов и магистрантов педагогического направления, хотя наличие специфичес-
ких особенностей у них доказано и описано в работах отдельных исследователей. Материалы
статьи могут быть использованы в процессе подготовки будущих педагогов и структурирова-
ния учебных программ данного направления.