Семья как неформальный институт оказывает разностороннее влияние на ребенка, в том чи-
сле на его академическую успеваемость. В детском возрасте это влияние ярко выражено, по-
тому что ребенок не самостоятелен и зависит от родителей. По мере его взросления влияние
семьи трансформируется, и характер этого влияния может измениться.
Целью работы является обзор зарубежных эмпирических исследований для разработки
программы дальнейших исследования того, как влияют семейные факторы на успеваемость
российских школьников и студентов. Как правило, в существующих исследованиях авторы
концентрируют внимание на успеваемости одной группы обучающихся – либо школьников,
либо студентов. В данной работе рассматривается вопрос о том, сохраняется ли влияние се-
мейных факторов на учащихся университета.
Новизна представленного обзора заключается в рассмотрении трёх каналов воздействия се-
мьи на успеваемость обучающихся: социально-экономического статуса семьи, социального
капитала семьи, вовлеченности родителей в учебный процесс. Первые два канала достаточно
широко изучены при исследовании семейных факторов успеваемости, в то время как вовле-
ченность родителей часто рассматривают как значимый фактор успеваемости школьников,
но недооценивают как фактор успеваемости студентов.
Обзор подтвердил, что семейные факторы оказывают значимое положительное влияние на
академическую успеваемость как школьников, так и студентов. Данное влияние зависит от
характера взаимоотношений между родителями и обучающимися и может меняться с тече-
нием времени.
Полученные результаты могут быть интересны и полезны как исследователям в области об-
разования и психологии обучения, работникам образовательных учреждений, так и родите-
лям обучающихся. Возможным направлением дальнейшего исследования может стать изуче-
ние особенностей влияния семьи на успеваемость в различных странах.
Ключевые слова : академическая успеваемость
Оценка учебного процесса учащимися как предиктор учебной мотивации, академической успеваемости и климата в классе
Настоящее исследование было проведено с целью установления взаимосвязи между пред- ставлениями учащихся об учителях, достижениями учеников и общей атмосферой в классе. В исследовании приняли участие 2599 учащихся начальных, средних и старших классов. Дан- ные были собраны с помощью структурированного опроса. Были получены следующие ре- зультаты. Для развития учеников очень важна оценка, которую они дают своим учителям, их педагогической и дидактической квалификации. Эта оценка (в целом положительная) кор- релирует с оценкой общего климата в классе (средняя и выше среднего). У девочек восприя- тие более позитивное, чем у мальчиков, во всех возрастных группах. У учащихся начальной школы – более позитивное, чем в средних и старших классах. Преподавание математики оценивается выше других предметов. Педагоги-женщины – выше педагогов-мужчин. Молодые учителя – выше опытных. Положительная оценка учительского труда приводит к высокому уровню мотивации и улучшению успеваемости, к благоприятному психологическому клима- ту в классе.