Цифровизация образовательной среды и индивидуализация обучения являются основными мировыми трендами трансформации образования. Формирование индивидуальной траектории обучения для каждого студента и повышение эффективности его учебной деятельности с учетом входного уровня знаний и навыков, индивидуальных особенностей восприятия информации и скорости освоения новых знаний становится возможным благодаря цифровым технологиям. Инструменты учебной аналитики, используемые для анализа данных цифрового следа обучающегося, позволяют не только предсказывать успешность или неуспешность обучающегося на последующих этапах освоения курса, но и выстраивать наиболее оптимальный путь достижения обучающимся целевых результатов обучения, реализуя принципы адаптивного обучения. Целью данной работы является разработка и практическая апробация методики адаптивного обучения при реализации учебной дисциплины в университете. Разработанная методика адаптивного обучения основана на использовании инструментов анализа данных для формирования уникальной для каждого студента индивидуальной учебной траектории в рамках изучения курса «Иностранный язык». На выборке в 5 154 студента проведен сравнительный анализ различных моделей обучения. Сделан вывод о преимуществе адаптивного обучения, реализуемого в смешанной модели, которая предполагает активную роль преподавателя в части мониторинга успешности студента и принятия решений на основе рекомендаций системы. Успешный опыт апробации методики адаптивного обучения на примере реализации дисциплины «Иностранный язык» свидетельствует о практической значимости результатов исследования и возможности их использования для внедрения адаптивного обучения в вузах.
Ключевые слова : адаптация
Значимые ситуации взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена проблемой социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья. Успешная социализация и адаптация к новым
условиям определяется сформировавшимся отношением к жизненно значимым ситуациям
взаимодействия. Понимание причин ситуации, их рефлексия способствуют успешному
прогнозированию.
Данная статья направлена на выявление специфики отношения детей с ограниченными
возможностями здоровья к значимым ситуациям в их жизни и понимания их причин.
Ведущим методом в исследовании данной проблемы явился метод анкетирования и контент-
анализа ответов детей. Было опрошено 78 детей с различными нарушениями (нарушения
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и речи).
В результате исследования выявлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья
часто относят причины возникновения травмирующих ситуаций к одним и тем же
категориям, но есть и специфические описания. Показано, что особенности нарушения, как
правило, обусловливают отношение детей к ситуациям жизнедеятельности.