В настоящем исследовании изучается восприятие иранскими учителями важности критиче-
ского мышления и то, как их убеждения отражаются на практической деятельности; кроме
того, исследование направлено на выявление возможных препятствий в формировании кри-
тического мышления на уроках чтения. Данные были собраны путем анкетирования, собесе-
дований и аудиторных наблюдений в 4 университетах и нескольких институтах английско-
го языка. В исследовании приняли участие 50 человек. Анкета с шестнадцатью закрытыми
и двумя открытыми вопросами использовалась для сбора данных об убеждениях учителей.
На следующем этапе один из 10 учителей, показавших наиболее значительные результаты,
был выбран для наблюдения в классе и собеседования. Результаты одного выборочного
Т-теста и независимого выборочного Т-теста показали, что учителя считали критическое
мышление важным и что в отношении к критическому мышлению значительной разницы
между мужчинами и женщинами нет. Качественный анализ данных показал, что, несмотря
на твердое убеждение учителей в необходимости критического мышления, они недостаточно
использовали его в своей практике. В заключение дан анализ препятствий и последствий,
сопровождающих данный процесс.
Автор : Фатеме Хонамри
Формирование межкультурной коммуникативной компетенции и ее применение иранскими студентами в ходе выполнения письменных работ в курсе английского языка как иностранного
Глобализация последних лет ставит новые задачи перед прикладной лингвистикой. С появ-
лением в начале XXI века межкультурной коммуникативной компетенции (МКК) многие
теоретики и практики акцентировали внимание на перспективах ее включения в обучение
языкам. Настоящее исследование проводилось с применением смешанных методов. Его
цель – проверить, насколько освоение МКК иранскими студентами, изучающими англий-
ский язык как иностранный (АКИ) на продвинутом уровне, стимулирует их включать МКК
в письменные работы. Кроме того, определялось, играют ли гендерные различия студен-
тов какую-либо роль в использовании этой компетенции. На основе результатов Oxford
Placement Test были отобраны 33 студента обоих полов, изучающие АКИ на продвинутом
уровне. В дальнейшем студенты были случайным образом распределены в два эксперимен-
тальных класса. Все участники прошли пятинедельное обучение по МКК на уроках письма
в частном языковом институте иранского города Решт. Данные, проанализированные с по-
мощью Т-тестов, контент-анализа и η, показали, что развитие МКК помогает учащимся по-
разному справляться с межкультурными проблемами при выполнении письменных заданий;
гендерные различия не играли при этом никакой роли. Данное исследование поможет улуч-
шить курс письменной речи, обучение языку в целом и обучение тому, как включить МКК
в письменную речь, в частности.