Чувство собственной идентичности является главным фактором гармоничного развития личности. Идентичность человека формируется в процессе социального развития личности и во многом обусловлена объектными отношениями, которые складываются в семье. В повседневной клинической практике психологи все чаще сталкиваются с пограничной структурой личности у клиентов. Пограничная личностная организации тесно связана с проблемой силы Эго и идентичностью. Проблема идентичности имеет высокую степень проработки, но вопрос о связи семейного благополучия с идентичностью зрелого человека разработан слабо. В частности, не раскрывается проблема становления идентичности у лиц из неблагополучных (дисфункциональных) семей. Исходя из этого, была определена цель исследования: выявить факторы, способствующие формированию идентичности у лиц из дисфункциональных семей. В статье представлены результаты эмпирического исследования, позволившего установить, что лица из дисфункциональных семей обладают несформированной идентичностью. Результаты корреляционного анализа выявили личностные факторы, развитие которых позволит психологам целенаправленно воздействовать на формирование идентичности.
Автор : Руслан Н. Хакимзянов
Формирование идентичности студентов вузов, подверженных отклоняющемуся поведению
Глобальная трансформация общества, которая заключается в изменении существующих моделей поведения, традиционных норм и ценностей, вызывает неопределенность у современного человека. Молодежь сталкивается с трудностями самоопределения, что вызывает внутреннюю напряженность, которая приводит к социальной дезадаптации и в итоге к нарушению идентичности. Исследования указывают на рост отклоняющегося поведения в молодежной среде, вызванный нарушением социально-психологической адаптации, изменением ценностно-смысловой сферы личности. В статье представлены результаты исследования обучающихся по программам высшего образования в количестве 221 респондента, среди которых часть респондентов имеет в анамнезе признаки отклоняющегося поведения. Респонденты разбиты на 2 группы:
Группа 1 – группа риска (116 испытуемых, имеющих в анамнезе агрессивное поведение, состояния, близкие к депрессии, нарушенную социально-психологическую адаптацию, отобраны по результатам МБОС);
Группа 2 – 105 испытуемых (агрессивное поведение, депрессивные состояния в анамнезе отсутствуют, отобраны рандомно по результам МБОС).
Для проведения психодиагностического исследования использовались Цифровая платформа «ОКО» (https://oko.kpfu.ru) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет (далее – цифровая платформа «ОКО»). Для анализа и интерпретации результатов исследования использовались статистические методы (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ). Результаты исследования позволили определить степень сформированности идентичности лиц, подверженных отклоняющемуся поведению, а также выявить психологические особенности, способствующие формированию идентичности личности.
Социальные, психологические и организационные факторы, влияющие на психологическую безопасность образовательной среды
По данным Совета Безопасности Российской Федерации, в образовательной и молодежной среде наблюдаются проявления различных форм нарушений поведения человека, в том числе путем погружения в деструктивные идеологии в сети Интернет. Приведенные данные указывают на необходимость исследования факторов, влияющих на психологическую безопасность среды, особенно образовательной и молодежной среды (студенты вузов и СПО, школьники). В связи с этим определена цель исследования – выявить влияние социальных, психологических и организационных факторов на психологическую безопасность образовательной среды.
Исследование проводилось на основе анализа больших данных 164 общеобразовательных учреждений по следующим показателям: «суициды», «суицидальные попытки», «преступления», «психологические компетенции руководителей», «текучесть кадров» и т. д.
Статистический метод анализа больших данных является ведущим при описании результатов исследования. Факторный анализ использовался с целью описания многомерной модели психологической безопасности образовательной среды. Для сравнения выборочных совокупностей использовался двухвыборочный F-тест.
Результаты исследования позволили выделить факторы, влияющие на психологическую безопасность образовательной среды: высокая текучесть педагогических кадров, отсутствие психологических компетенций у администрации образовательных организаций, количество суицидальных попыток, количество обучающихся на внутришкольном учете, большое число представлений органов прокуратуры и т. д.
Результаты исследования позволили сформировать поручения органам исполнительной власти Республики Татарстан за подписью Президента Республики Татарстан – Председателя антитеррористической комиссии в Республике Татарстан. Поручения направлены на повышение эффективности работы психологической службы в образовании; формирование психологических компетенций у ключевых руководителей, ответственных за организацию психологической, социальной и воспитательной деятельности; включение в должностные инструкции ключевых руководителей, ответственных за организацию психологической, социальной и воспитательной деятельности новых трудовых функций по формированию психологической безопасности образовательной среды, а также выявлению и сопровождению обучающихся, нуждающихся в социально-психологической поддержке.