кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, Кремлевская, 18, Россия.
Email: rezedakhusainova@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, Кремлевская, 18, Россия.
Email: rezedakhusainova@mail.ru
Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что существует содержательный запрос в организации обучения в федеральном университете по направлению «Педагогическое образование». Авторским коллективом разработан образовательный стандарт программы дополнительного профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Предложена модель организации педагогического образования в рамках профессиональной переподготовки, котораяпредставляет собой проект, ориентированный на решение проблемы обеспечения нового формата организации и обеспечения переподготовки слушателей программы с ориентацией на заданные федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) компетенции.
Цель статьи заключается в описании разработанной модели профессиональной переподготовки, основанной на реализации новой структурно- функциональной модели подготовки педагога в федеральном университете в условиях современного образования.
Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод моделирования, позволяющий рассмотреть данную проблему как интегративную модель подготовки учителей, когда на основе гибких учебных планов предоставляется возможность бакалаврам классических направлений подготовки (физика, химия, биология и др.) после третьего или четвертого года обучения, либо после окончания университета перейти на педагогические профили обучения. Модель предполагает реализацию разных траекторий (треков) «входа» в педагогическое образование на основе организации обучения по программе профессиональной переподготовки. Представлена к обсуждению структураорганизации разных траекторий (треков) профессиональной переподготовки.Разработана и предложена к обсуждениюв рамках программы профессиональной переподготовки модель организации системы психологического мониторинга и сопровождения профессиональной подготовки учителя.
В рамках проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образова-тельной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» (Номер открытого конкурса: 2014-04.03-05-043-Ф-91.055) одним из необходимых условий было создание пакета учебно-методической документации для преподавателей, участвующих в реализации проекта. В основной образовательной программе главной составляющей яв-ляется программа учебной дисциплины. Для осуществления анализа программы учебной дисциплины и учебно-методического комплекса нами была предложена Экспертная карта оценивания. Использование данной карты позволяло преподавателям и руководителям проекта более детально осуществить анализ выполненной работы и повысить качество разработки программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов. Если программа учебной дисциплины выполнена на низком уровне, то она не проходит экспертизу и не допускается к реализации. Если программа учебной дисциплины имеет допустимый уровень, то она может быть допущена к реализации, но преподавателю необходимо внести уточнения или дополне-ния. Если программа учебной дисциплины выполнена на достаточном уровне, она допускается к реали-зации с рекомендациями, которые преподаватель может по желанию учесть. Высокий уровень может быть у программы учебной дисциплины, которая полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к разработке программы по учебной дисциплине и учебно-методического комплекса.