Это было настолько давно, что может показаться неправдой, но свое первое
образование я получил в области электротехнической инженерии. Это произошло
более 50 лет назад, и многие думают, что технические средства обучения в то время
ещё не существовали. Конечно, это неправда и объясняется некоторой амнезией
в сообществе образовательных технологий (Rushby, 1983; Romiszowski & Rushby,
2015). Хотя эффективные системы управления образовательным процессом поя-
вились действительно только в конце 1970-х годов. Тогда система Plato, разрабо-
танная Иллинойским университетом, состояла из несколько тысяч графических
терминалов, расположенных по всему миру, и десятка различных мейнфреймов
(Smith & Sherwood, 1976). Мой курс обучения на бакалавриате состоял из аудитор-
ной и лабораторной работы. Честно признаться, качество преподавания не было
хорошим: один преподаватель каждую лекцию просто записывал на доске инфор-
мацию из учебника, а другой говорил с ужасным акцентом, который никто из нас
не мог понять. Из 100 зачисленных студентов только 60 человек перевелись на вто-
рой курс и менее 30 человек сдали выпускные экзамены. Каждый год в среднем два
студента, обучающихся по этой образовательной программе, пытались покончить
с собой.
Это стало одним из факторов, вызвавших мой интерес к способам улучшения
качества образования в университете.
Автор : Ник Рашби
От редактора: Положительное влияние и вклад исследований в области образования
Последняя редакторская статья была посвящена различным формам научной
публикации (Rushby, 2021). В этом выпуске я хочу рассмотреть более глобальные
вопросы – исследовательский процесс и роль статей, которые появляются в резуль-
тате этого процесса. При этом я снова вернусь к инструменту, который был описан
в редакторской статье четыре года назад (Rushby, 2017). Исследовательская работа
должна отвечать на три вопроса:
• Что уже известно о проблеме?
• Что нового привносит мое исследование?
От редактора: Форма научной статьи
Члены редакционной коллегии и редакторская группа обсудили формат ру- кописей, поступающих на рассмотрение в журнал «Образование и саморазвитие», и выступили с предложениями.
Признано, что стандартная структура исследовательской статьи включает шесть основных разделов: введение, обзор литературы, методология, результаты, обсуждение и заключение. Помимо этого, статья содержит заголовок, аннотацию, ключевые слова и библиографический список. Такая структура, с одной стороны, позволяет автору следить за тем, чтобы ни один ключевой момент не был упущен, а с другой – помогает читательскому восприятию. Эта форма идеально подходит статьям исследовательской направленности, а «Образование и саморазвитие» но- сит в целом именно такой, исследовательский, характер.
От редактора: Время ожидания публикации
Как только завершено исследование и подготовлена рукопись, авторы по по-
нятным причинам хотят, чтобы их работа была опубликована и доступна для про-
чтения и восхищения как можно скорее. Это стремление к быстрой публикации
является одним из стимулов, к которому прибегают хищнические журналы, чтобы
уговорить неосторожных авторов представить свои работы и оплатить взнос за пу-
бликацию статьи. Недавно я получил электронное письмо, где мне предлагали опу-
бликовать свою работу в течение 48 часов после ее отправки! Разумеется, в письме
ничего не говорилось о процессе рецензирования или о том, как проходит техниче-
ское редактирование или другие этапы контроля качества.
От редактора: Открытое рецензирование
Когда я был студентом Имперского колледжа Лондона, самым ярким событи-
ем недели всегда был научно-исследовательский семинар. Из названия понятно,
что это встреча студентов, на которой мы обменивались идеями, но что важнее,
анализировали и критически оценивали собственные исследования. Существова-
ло негласное правило: ничто не могло быть опубликовано, пока не прошло внут-
реннего рецензирования на нашем семинаре. Нередко это огорчало авторов, но
рецензирование, безусловно, помогало улучшить аргументы, выявить слабости
анализа и повысить удобочитаемость. И это гарантировало, что в научном жур-
нале статья будет принята лишь с небольшими изменениями: кропотливая ре-
дакторская работа уже была проведена участниками научно-исследовательского
семинара.
От редактора: Предубеждения редакционной коллегии
Как это часто бывает, короткая публикация другого редактора заставила меня
задуматься, нет ли со стороны редакционной коллегии журнала «Образование и са-
моразвитие» неосознанного предубеждения при выборе статей для печати: что за-
ставляет нас одни работы признавать «лучшими», другие отправлять на доработку,
а от третьих отказываться вообще? Дебора Боуман (Bowman, 2019) приводит такой
случай: исследование о причинах холеры не было освещено в медицинской литера-
туре того времени только потому, что не соответствовало устоявшимся убеждени-
ям большинства специалистов-медиков (см. Johnson, 2006).
От редактора: борьба с научным подлогом
Первый в мире научный журнал был издан Генри Ольденбургом в 1665 году.
Журнал Философские труды Королевского общества «позволял ученым обмени-
ваться накопленными знаниями и вносить свою лепту в становление и развитие
всех философских наук». 350 лет спустя мы по-прежнему руководствуемся осно-
вополагающими принципами Генри Ольденбурга. Это принципы популяризации
надежных научных знаний посредством экспертного рецензирования, признания
ученых и создания постоянной базы данных их исследований. Наряду с большинс-
твом зарекомендовавших себя мировых научных изданий Образование и Самораз-
витие является традиционным журналом.
От редактора: Все новое – это хорошо забытое старое!
Я был шокирован событием, которое произошло в прошлом месяце. Сорок
лет назад я написал книгу под названием «Вводный курс по применению ЭВМ в
образовании», а недавно со мной связалось издательство, которое сообщило, что
хочет переиздать мое пособие в его первоначальном виде в рамках программы по
возрождению некоторых знаменательных, по их мнению, книг. Свое желание изда-
тельский дом объяснил тем, что данные работы «прекрасно отражают дух времени,
в котором они были опубликованы». Современные библиотеки, не испытывающие
особых финансовых трудностей, могут расширить свой библиотечный фонд благо-
даря книгам, которые на протяжении 50 лет по разным политическим или эконо-
мическим причинам не были в широком доступе.
От редактора: Что на моей книжной полке?
Шесть лет назад я переехал. Я сменил большой дом с четырьмя спальнями и
просторным рабочим кабинетом на маленький, но уютный коттедж, в котором
мой кабинет занимает всего четыре квадратных метра. Сидя за рабочим столом,
я могу дотянуться руками до всех стен! Неизбежным результатом такого переезда
стала необходимость сократить размер моей библиотеки. Вместо 6 000 книг теперь
у меня всего несколько сотен. Этот процесс сокращения был довольно болезнен-
ным для меня, потому что я очень люблю книги, однако он также заставил меня
глубоко задуматься над тем, какие книги стоит оставить. Сейчас на моей книжной
полке наиболее ценные для меня книги, и мне хотелось бы поделиться с вами их
названиями, а также причинами, по которым я решил выбрать их именно. Не буду
перечислять книги, которые я сам написал или редактировал: их всегда полезно
иметь под рукой, чтобы дарить людям, которых хочется впечатлить! Кроме того, у
меня имеются биографии интересных для меня философов и ученых, а также не-
сколько романов.
Колин Латчем: 1933-2018
С глубоким сожалением мы вынуждены сообщить, что Колин Латчем, авто-
ритетнейший член нашей редакционной коллегии, скончался 3 июля 2018 года в
результате непродолжительной болезни.
Образование и Саморазвитие Том 13 Выпуск 2 Содержание
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие Volume 13 (2)
Ник Рашби
От редактора: Стоя на плечах гигантов 8
Хелена Амарал да Фонтура
Нарративы молодых учителей: истории о получении опыта и преодолении трудностей 10
Милица Кривокапич
Обучение по модели: позиция учителя на практике 19
Галя Михайлова Кожухарова
Образовательные кластеры – новые возможности для повышения квалификации учителей 31
Даниела Тодорова Кожухарова
Дидактическая модель применения информационно-коммуникационных технологий к повышению квалификации учителей в Болгарии. 38
Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов
Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение 46
А.К. Ценкова, Л.К. Йорданова, Г.Г. Кирякова
Межкультурная компетентность учителя нового типа 53
Информация для авторов.
От редактора: Стоя на плечах гигантов
«Бернар Шартрский любил говорить, что мы – это карлики на плечах гигантов,
а поэтому мы можем видеть больше и дальше, чем они, однако не в силу нашей
собственной зоркости и не по причине какой-то другой нашей выдающейся черты,
а потому что гиганты подняли нас с земли и возвысили» (John of Salisbury, 1159).
Именно так обстоят дела в науке. Здесь очень важно, чтобы наши читатели знали,
как мы пришли к нашим результатам, что именно наши предшественники написа-
ли на эту тему, какие пробелы они оставили для нас.
От редактора: Сокращая параграфы в предложения: как написать хорошую аннотацию
Процессы написания исследовательской статьи и подготовки учебных матери-
алов имеют ряд сходств.
Учебные материалы должны привлекать и удерживать внимание обучающих-
ся. Когда вы начинаете представлять ваши материалы, у вас есть примерно 15 се-
кунд для того, чтобы привлечь внимание аудитории и убедить ее в том, что вас
стоит слушать. Многие преподаватели (возможно, большинство преподавателей)
по личному опыту знают, как легко можно потерять интерес аудитории. Мне пред-
ставляется уместным провести параллель между представлением учебных матери-
алов и исследовательских разработок.
От редактора: Как бы вы хотели, чтобы вас запомнили?
Много лет назад в очень далекой от нас галактике я был редактором журнала,
Много лет назад в очень далекой от нас галактике я был редактором журнала, ко-
торый стремился привлечь внимание практикующих специалистов. Для этого мы
позаимствовали идею из медико-биологического журнала (указав оригинальное
авторство идеи, конечно) и добавили сегмент «практические записки» – неболь-
шую заметку на первой странице каждой статьи, представляющую собой список из
трех пунктов:
Что уже известно в рамках изучаемой темы?
Что нового предлагает данное исследование?
Что практикующим специалистам предлагается делать по-другому ввиду полу-
ченных результатов?
От редактора: этический аспект авторства
В начале любой научной статьи сразу под названием можно найти список ав-
торов. Нам всем так привычно писать наши имена и имена наших соавторов, что
мы редко размышляем над этим. В данной редакторской заметке я хотел бы объяс-
нить, почему важно задумываться над вопросом авторства и всегда корректно его
указывать.
Быть в списке авторов публикуемых статьей очень важно для вашего статуса
как ученого; вас оценивают по количеству и качеству ваших публикаций. Они ока-
зывают влияние на ваш карьерный рост, облегчают процесс получения исследова-
тельских грантов, повышают вероятность получить приглашения на конференции.
Но что же все-таки значит быть указанным в списке авторов?
От редактора: Вызов Диссернета
Влияние Диссернета
В марте 2016 года редакторская команда журнала «Образование и Саморазвитие»
начала предпринимать целенаправленные действия, чтобы обеспечить вхождение
журнала в базы данных Scopus и Web of Science. Эти действия привели к созданию
программы развития, которая в том числе направлена на продвижение журнала в
качестве международного периодического издания, ориентированного на иност-
ранных исследователей, заинтересованных в российской педагогической науке, а
также на российских ученых, ищущих доступное окно в научный мир других стран
(Rushby, 2016). В рамках сформировавшейся программы развития журнал перешел
к самым высоким публикационным этическим стандартам, а это означало, что мы
были готовы (по крайней мере, частично) к экспертизе Диссернета, которая вы-
явила, что некоторые опубликованные в журнале статьи, содержали некорректные
заимствования, что в свою очередь вызвало подозрения в редакционной недобро-
совестности.
В результате, несмотря на то, что выявленные проблемы возникли еще до того,
как процесс трансформации журнала был запущен, нам стала очевидной необходи-
мость незамедлительных мер по восстановлению репутации журнала и по исклю-
чению возможности возникновения подобных проблем в дальнейшем.