Ориентация на социальные ценности относится к устойчивым моделям поведения, которые индивиды проявляют в соответствии со своими предпочтениями и интересами. Опросник «Social Value Orientation» (SVO) делит респондентов на четыре группы: эгоисты, альтруисты, конкуренты и неопределившиеся. Данное исследование было направлено на выявление переменных, способных влиять на устойчивость результатов опросника SVO и вызывать вариации в поведенческих паттернах. Сбор данных осуществлялся через Google-опросник на выборке взрослых жителей Чехии (N=183; 114 женщин, 69 мужчин). Переведённая версия опросника SVO продемонстрировала высокую надёжность с коэффициентом альфа Кронбаха 0.95. Контент-валидность была подтверждена методом экспертной оценки исследовательского инструмента. Обнаружено статистически значимое влияние таких переменных, как статус (студент/не студент), субъективная оценка привлекательности и самооценка уровня влиятельности на социальную ценностную ориентацию респондентов. Эти результаты детально обсуждаются в заключительном разделе исследования.
Автор : Милан Кубиатко
Влияние некоторых переменных на уровень критического мышления студентов: предварительные результаты исследования
Критическое мышление необходимо не только для успешного освоения материала академических дисциплин, но и для эффективного осуществления любой профессиональной деятельности. Цель исследования – выявить уровень критического мышления у студентов и определить, что и как влияет на критические способности учащихся. В качестве переменных выступили пол, возраст, использование СМИ, потребность в СМИ, актуальная информация, актуальная информация из профессиональной области, интернет-информация по медицине. В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте от 21 до 36 лет, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры. Для достижения поставленной цели была выбрана количественная методология с использованием теста по измерению критического мышления (CTTUS – Тест по измерению критического мышления студентов) в качестве исследовательского инструмента. Для анализа данных применялась описательная, индуктивная и многомерная статистика. Было выявлено, что информационная грамотность, возраст и пол являются важными факторами, так как имеют существенное влияние на уровень критического мышления. В заключении представлены ограничения исследования.