Внутренне мотивированные учащиеся в большей степени сохраняют интерес к образованию, более настойчивы в обучении и добиваются в нем больших успехов. Согласно теории самодетерминации, для внутренней мотивации более всего необходимо удовлетворение базовых психологических потребностей человека в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Цель данного исследования – выявление специфики обеспечения базовых психологических потребностей субъектов на высшей ступени образования. Для сбора данных использовалась шкала «Поддержка психологических потребностей», которая оценивает удовлетворенность базовых психологических потребностей в контексте различных отношений. Респондентами выступили 463 аспиранта по шести направлениям образования (физика, науки о Земле, биология, химия, математика, информационные технологии). Выявлены различия в степени удовлетворенности и в особенностях поддержки базовых психологических потребностей в разных системах отношений. В целом автономия оказалась наиболее удовлетворенной потребностью, а связанность с другими людьми – наименее удовлетворенной. В системе близких отношений (друзья и мать) все три базовые психологические потребности поддерживаются в большей степени, чем во всех системах отношений в вузе. Сравнение различных систем отношений в вузе между собой показало, что потребность в связанности с другими людьми больше всего поддерживают коллеги и научный руководитель, потребность в компетентности – коллеги, менее всего потребность в компетентности поддерживает руководитель, а потребность в связанности с другими людьми менее всего поддерживается в контексте групповых занятий. Выявленные закономерности стабильны во времени. Различия в удовлетворении потребностей в зависимости от области образования не обнаружились за одним исключением: аспиранты, специализирующиеся в области физики, сообщали о более высоком уровне поддержки потребностей в компетентности и связанности с другими людьми. Результаты дают ориентиры для поддержки внутренней мотивации у субъектов на высших ступенях образования.
Автор : Мартин Ф. Линч
Шкала культурной интернализации: измерение внутренних и внешних причин для одобрения своей культурной идентичности
Конструкты «культуры» и «культурной идентичности» издавна признавались исследователя-
ми важными, но традиционно рассматривались с точки зрения их статических характерис-
тик, а не степени и качества интернализации. В соответствии с более динамичным взглядом
на интернализацию, предлагаемым Выготским и теорией самодетерминации (SDT), было
проведено два исследования с целью проверки измерительных свойств шкалы культурной
интернализации (ШКИ). Шкала оценивает внутренние и внешние причины одобрения чело-
веком окружающей его культуры. Первое исследование было проведено в США и получило
доказательства надежности, факторной структуры и прогностической валидности шкалы.
Второе исследование позволило воспроизвести полученные результаты на второй выборке
из США и на выборке из Китая. Кроме того, второе исследование показало, что большая ин-
тернализация окружающей культуры связана с удовлетворением основных психологических
потребностей в компетентности, связанности и автономии. Обсуждение результатов фоку-
сируется на потенциальном применении методики ШКИ в исследованиях, связанных с воп-
росами социализации, культурной адаптации иммигрантов и приезжих, а также студентов
высших учебных заведений.
Взаимосвязь внутренней и внешней мотивации деятельности аспирантов университета с толерантностью личности к неопределенности
Изменчивость, разнообразие и высокая скорость эволюции современного мира порождают
неопределенность. Эта неопределенность является следствием свободы выбора и множества
альтернатив, с которыми сталкивается человек. В исследовательской деятельности неопре-
деленность является ее постоянным условием и даже предметом. Целью этого исследования
стало выявление взаимосвязи толерантности к неопределенности с типом (внутренняя или
внешняя) мотивации в различных видах академической деятельности в аспирантуре. У ас-
пирантов (N = 227) естественно-научных специальностей Казанского университета (Россия)
был определен уровень толерантности к неопределенности (высокий и низкий). Результаты
выявили прямую связь толерантности к неопределенности с внешней мотивацией и обрат-
ную связь с внутренней мотивацией деятельности аспирантов в университете. Это значит,
что при низком уровне толерантности к неопределенности аспиранты имеют более высокий
уровень внутренней мотивации научной деятельности, то есть избегание неопределенности
служит источником её внутренней мотивации. При высокой толерантности к неопределен-
ности аспирантам требуется больше внешних стимулов (вознаграждений, ограничений) для
мотивации исследовательской деятельности. Однако в группе с высоким уровнем толерант-
ности к неопределенности направление связей меняется: связь внутренней мотивации с то-
лерантностью к неопределенности становится прямой. Результаты могут быть использованы
в практике организации высшего образования.