Цель данной работы заключалась в оценке психометрических свойств русскоязычной версии инструмента «Child Behaviour Motivation Scale» (CBeMO), предназначенного для диагностики учебной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 59 воспитателей, которые заполнили шкалы CBeMO индивидуально по каждому воспитаннику старших групп, с которыми они работают на протяжении не менее 4 месяцев. Общую выборку составили 754 ребенка в возрасте 5-6 лет. Анализ внутренней согласованности шкал указал на высокий уровень одномерности всех шкал инструмента («Ориентация на задачу», «Избегание задач» и «Социальная ориентация»). Конфирматорный анализ подтвердил соответствие эмпирических данных теоретической модели опросника. Фактическая структура данных, полученных на российской выборке, определенная с помощью факторного анализа, за исключением одного пункта идентична оригинальной конфигурации шкал. Таким образом, для дальнейшего использования русскоязычной версии опросника не требуется дополнительных процедур по улучшению перевода на русский язык и мер по культурной адаптации. Кроме оценки психометрических свойств был проведен анализ, направленный на определение роли возраста, пола, интеллекта и языковой среды в учебной мотивации детей. В статье представлены результаты анализа, предложения по их интерпретации и перспективные направления дальнейших исследований.
Автор : Маргарита Н. Гаврилова
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей
Уровень образования родителей существенным образом отражается на результатах пси-
хического развития детей и является значимым предиктором формирования взглядов
и представлений о воспитании, которыми они руководствуются во взаимодействии с деть-
ми. Однако исследований, которые были бы направлены на изучение роли уровня образо-
вания российских родителей в формировании их взглядов на вопросы воспитания детей,
практически нет. По этой причине в настоящей работе была поставлена цель изучить роль
уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий вос-
питания с учетом возраста и пола ребенка и регионов, где проживают семьи. Интуитив-
ные теории воспитания российских родителей изучались с помощью пунктов опросника
Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ). Выборку составили 995 родителей детей от
1 до 7 лет, проживающих в г. Москве, Республике Саха (Якутия) и Республике Северная
Осетия. Выявлены два профиля во взглядах родителей на воспитание детей в зависимости
от уровня образования. Определены различия и сходства в представлениях о воспитании
детей с точки зрения географии проживания семей при контроле уровня образования ро-
дителей. Результаты исследования освещают вопросы современного родительства в трех
регионах страны и могут быть полезны для понимания профиля современного родителя,
а также для разработки просветительских программ, направленных на саморазвитие и по-
вышение компетентности российских родителей.