Приоритеты государственной политики в сфере высшего образования определены новыми воспитательными задачами, связанными с физкультурно-оздоровительными практиками для формирования духовно и физически здоровых будущих специалистов.
Дизайн исследования представлен обзором нормативно-правовых документов, анализом практики воспитательного аспекта формирования духовно и физически здоровых студентов университета, анкетированием. Определен уровень сформированности оздоровительной физической активности студентов (N=270). Обоснованы ведущие конструкты процессной модели формирования духовно и физически здоровых студентов университета: целевой, методологический, содержательный, результативный – для продвижения философии здоровой нации.
Автор : Любовь А. Кочемасова
Динамика карьерных ориентаций будущих педагогов: результаты межвузовского исследования
Одной и причин дефицита педагогических кадров в самых разных странах мира является проблема привлечения в школу молодых кадров и их скорый отказ от профессии. Данная ситуация актуализирует вопросы изучения мотивационных оснований выбора педагогической профессии. Отслеживанию изменений в предпочтениях профессионального выбора студентов служит мониторинг их карьерных ориентаций на разных этапах обучения.
Цель исследования: изучение динамики карьерных ориентаций студентов – будущих учителей в вузах различных типов за трехлетний период обучения.
В качестве метода повторного исследования использовалась методика определения карьерных ориентаций Э. Шейна (в адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер). Был проведен анализ учебных планов вузов для определения особенностей организации учебного процесса. С помощью анкетирования выявлены социально-демографические и мотивационно-профессиональные характеристики студентов. 504 студента 3 курса, обучающиеся по программам педагогического образования в шести университетах разного типа, которые уже принимали участие в первом этапе исследования в 2022 году, стали участниками данного исследования.
Анализ полученных данных позволил выявить сохранение у студентов ведущих карьерных ориентаций (служения, стабильности места работы и интеграции стилей жизни). Установлено сближение показателей карьерных ориентаций у студентов разных вузов.
Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Правильный выбор профессии содействует уменьшению текучести кадров и увеличению производительности труда. Эта истина имеет непосредственное отношение к педагогической профессии. Проблема мотивации профессиональной учительской карьеры, как и проблема мотивации поведения и деятельности человека вообще, является одной из наиболее сложных и мало разработанных. Практически отсутствуют исследования, выявляющие взаимосвязь мотивов выбора педагогической карьеры и мотивации педагогической деятельности у студентов на начальном этапе обучения.
Цель исследования: выявить предпочтения карьерных ориентаций студентов-первокурсников, будущих учителей из различных университетов, реализующих программы педагогического образования: столичного педагогического университета, федерального университета, классического университета, регионального многопрофильного университета в национальном регионе, регионального педагогического университета и регионального гуманитарно-технологического университета.
В качестве метода исследования выбрана методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер). На вопросы опросника отвечали студенты 1 курса шести российских университетов, поступивших на обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование».
В исследовании представлены карьерные ориентации студентов — будущих педагогов по следующим шкалам: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Представлены диспозиции, ценностные ориентации и социальные установки студентов, оказывающие влияние на их карьерные ориентации.
Новый формат педагогического краеведения в профессиональном росте учителя будущего: от осмысления к трансляции
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возросшими требованиями государст-
ва и общества к профессиональному развитию педагога. Цель статьи – обосновать новый
формат педагогического краеведения как стратегического ресурса профессионального роста
учителя будущего. В статье представлен сопоставительный анализ научных подходов к поня-
тию «педагогическое краеведение» в российской и зарубежной исследовательской практике.
Уточнена дефиниция «педагогическое краеведение». На основе обобщения и генерализации
источников, уточнения и интерпретации формулировок предложен новый подход к осмы-
слению педагогического краеведения как основы профессиональной готовности учителя бу-
дущего управлять собственной карьерой, определять траекторию своего профессионально-
го и культурного роста. Проведена экспликация культурного наследия Оренбургского края
с целью его возрождения в современной школе с использованием цифровизации. Выявле-
ны региональные аспекты профессионального роста учителя будущего. Дана аналитическая
оценка влияния педагогического краеведения на становление стиля учителя нового поколе-
ния и обогащение историко-педагогического наследия. Представлена оценка стратегических
ресурсов педагогического краеведения, которые способны сделать более эффективной дея-
тельность учителя по освоению традиций и исторического опыта региона и осмыслению сов-
ременных проблем его развития. Представлены результаты онлайн-анкетирования 235 учи-
телей с помощью приложения Google Forms.
Социальный статус учителя в условиях модернизации современного педагогического образования
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью обосновать и социологичес-
ки измерить социальный статус учителя в условиях модернизации современного педагоги-
ческого образования. Цель работы – социологический анализ изменения социального стату-
са учителя в условиях модернизации современного педагогического образования. Ведущим
методом исследования данной проблемы является проведение социологического опроса по
оценке того, насколько удовлетворены учителя Оренбургской области их социальным стату-
сом. В статье выявлены проблемы трансформации привлекательности профессии учителя в
условиях модернизации современного педагогического образования посредством представ-
ления содержательных блоков, характеризующих современный статус учителя, указаны при-
чины профессиональной нестабильности и низкой мотивации, а также средства, способные
направить учителя на достижение карьерного роста и востребованности в условиях конку-
рентного рынка труда.