Непрерывное профессиональное развитие учителей (НПР) давно считается необходимым условием успешной карьеры и экономического прогресса. НПР должно быть сопоставлено со стандартами, на которых основаны системы проверки навыков учителей. Вопрос профессионализма учителей обсуждается в Италии на законодательном уровне. В настоящей статье представлены результаты исследования «Непрерывное профессиональное развитие учителей: от плана совершенствования до оценивания», проведенного в 33 школах на юге Италии, совместно с университетом Бари и итальянским Союзом учителей (UCIIM). Исследовательский проект был направлен на изучение документации, связанной с самооценкой школы, процедурами оценки и аттестации учителей. Такая работа необходима для повышения качества преподавания и профессионального роста учителей. Исследовательская работа проходила в три этапа. На первом этапе был проведен анализ документов Rav и PdM (Отчет о самооценке и План совершенствования). Эти документы были представлены преподавательскому составу и послужили основными материалами для самооценки и принятия решений. На втором этапе – «Профессиональное развитие» – были разработаны совместно с преподавателями стандарты и процедура проверки (аудита) навыков. Эти документы легли в основу программы профессионального развития учителей. Третий этап состоял из оценки достижений. Он был посвящен отбору и анализу лучших аттестационных листов, которые являются основными документами для оценки заслуг и продвижения учителей. В исследовании приняли участие более 300 человек, включая учителей и директоров школ. Результаты исследования показали влияние практики документирования, введенной в систему школьного оценивания, на профессиональное развитие; важность сотрудничества университета и школы в поддержке школьного оценивания и профессионального развития учителей; методико-педагогический выбор директоров школ в качестве наставников учителей.
Автор : Лаура Сара Аграти
Систематический обзор эффективности обучения на месте работы. Предварительный сравнительный анализ используемых терминов
Профессиональное развитие учителей оказывает влияние на совершенствование всей си-
стемы образования (OECD-TALIS, 2014; Darling-Hammond, 2017), по этой причине основ-
ные международные организации, ОЭСР (2013) и Европейская комиссия (2012), обратились
к странам с просьбой разработать процедуры обратной связи и отчетности для обучения на
месте работы. Под обучением на месте работы понимается «процесс, в ходе которого учите-
ля получают дополнительное образование или обучение с целью усовершенствования своих
знаний и навыков в процессе трудовой деятельности (UNESCO, 2019). Согласно результатам
исследований, для реализации обучения без отрыва от производства необходимо учитывать
множество факторов: тип и качество обучения, школьный климат, навыки учащихся, область
знаний и т. д. (Lipowsky & Rzejak, 2015). После краткого описания систематических обзоров
по этой теме (Filges, 2019; Egert, 2018; Kalinowski et al., 2019) статья представляет результаты
исследования, направленного на изучение терминов и конструктов, используемых в контек-
сте рассматриваемой проблемы: преподаватель, непрерывное профессиональное обучение,
влияние/эффект, программы/обучение. Собранные данные позволили провести сравни-
тельный анализ (Esser & Hanitzsch, 2012), основанный на систематических обзорах (Polanin
et al., 2019) и метаанализе, необходимый для организации дальнейших метааналитических
исследований по теме, особенно с точки зрения устранения неоднозначности терминов и су-
жения области исследования. Хотя повышение квалификации учителей во многих странах
стало обязательным и задумывалось как возможность роста и профессионального развития
для всего школьного сообщества в стратегической и функциональной логике повышения
качества школьной системы (Perla, 2020), министерства образования пока не имеют одноз-
начной модели и общих процедур, способных описать и проанализировать влияние, которое
оказывает обучение (EU-Strategic Partnership, 2020): краткосрочных результат – результаты,
достигнутые немедленно; долгосрочный результат – более существенные преимущества для
вовлеченных учителей (совершенствование методов преподавания учителей, участвующих
в обучении); характер охвата и информационного продвижения – влияние на институцио-
нальный и социальный контекст школы, в которой учителя проходят обучение.