Одной и причин дефицита педагогических кадров в самых разных странах мира является проблема привлечения в школу молодых кадров и их скорый отказ от профессии. Данная ситуация актуализирует вопросы изучения мотивационных оснований выбора педагогической профессии. Отслеживанию изменений в предпочтениях профессионального выбора студентов служит мониторинг их карьерных ориентаций на разных этапах обучения.
Цель исследования: изучение динамики карьерных ориентаций студентов – будущих учителей в вузах различных типов за трехлетний период обучения.
В качестве метода повторного исследования использовалась методика определения карьерных ориентаций Э. Шейна (в адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер). Был проведен анализ учебных планов вузов для определения особенностей организации учебного процесса. С помощью анкетирования выявлены социально-демографические и мотивационно-профессиональные характеристики студентов. 504 студента 3 курса, обучающиеся по программам педагогического образования в шести университетах разного типа, которые уже принимали участие в первом этапе исследования в 2022 году, стали участниками данного исследования.
Анализ полученных данных позволил выявить сохранение у студентов ведущих карьерных ориентаций (служения, стабильности места работы и интеграции стилей жизни). Установлено сближение показателей карьерных ориентаций у студентов разных вузов.
Автор : Ирина Д. Демакова
Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Правильный выбор профессии содействует уменьшению текучести кадров и увеличению производительности труда. Эта истина имеет непосредственное отношение к педагогической профессии. Проблема мотивации профессиональной учительской карьеры, как и проблема мотивации поведения и деятельности человека вообще, является одной из наиболее сложных и мало разработанных. Практически отсутствуют исследования, выявляющие взаимосвязь мотивов выбора педагогической карьеры и мотивации педагогической деятельности у студентов на начальном этапе обучения.
Цель исследования: выявить предпочтения карьерных ориентаций студентов-первокурсников, будущих учителей из различных университетов, реализующих программы педагогического образования: столичного педагогического университета, федерального университета, классического университета, регионального многопрофильного университета в национальном регионе, регионального педагогического университета и регионального гуманитарно-технологического университета.
В качестве метода исследования выбрана методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер). На вопросы опросника отвечали студенты 1 курса шести российских университетов, поступивших на обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование».
В исследовании представлены карьерные ориентации студентов — будущих педагогов по следующим шкалам: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Представлены диспозиции, ценностные ориентации и социальные установки студентов, оказывающие влияние на их карьерные ориентации.
Системный подход как условие эффективного применения исследовательских методов в теории воспитания
Целью статьи является попытка прорыва в вопросе о методах исследования в теории воспи-
тания, что весьма актуально для развития современной педагогики. Представлен анализ фе-
номена «системный подход в воспитании», проведенный в рамках научной школы академика
РАО Л. И. Новиковой, рассмотрены дифференцированные показатели, определяющие иссле-
дование любой социально-педагогической системы: целостность, структурность, динамизм.
Подчеркивается, что в настоящее время важно находить пути интеграции методов исследо-
вания (теоретических и эмпирических, количественных и качественных), сочетания методов
исследования педагогических и смежных наук, пользоваться их взаимодополняющим потен-
циалом, учитывая специфику изучаемого объекта. Отмечается, что особое внимание следует
уделять качественным методам исследования, которые ориентированы на понимание инди-
видуальных смыслов, лежащих за тем или иным действием воспитанника. Из качественных
методов исследования особую ценность представляют метод включенного наблюдения и ме-
тод естественных ситуаций. Обозначена проблема использования в области теории воспита-
ния разнообразных методов исследования мягких систем – методов, которые ориентированы
на многосторонний анализ возникших проблем, точную их проработку и идентификацию.
Сделан акцент на том, что системный подход чрезвычайно важен в теории коллективного
воспитания, когда в качестве системообразующего элемента в центре внимания оказываются
воспитательный коллектив и детско-взрослая общность.