Роль педагогического образования в повышении качества образовательных
систем постоянно повышается. Показательно, что именно этот сегмент находился
в последние годы в фокусе образовательной политики многих стран мира (Tatto
& Menter, 2020). На педагогическое образование сегодня возлагается особая ответ-
ственность, так как его основной задачей является подготовка нового поколения
учителей, способных работать в условиях современных вызовов, быстро и адек-
ватно реагировать на любые внешние воздействия (Teacher Education in a Time of
Change, 2016). Это требует не только кардинальной трансформации технологий
и коммуникации при передаче знаний в процессе обучения, формирования нового
понимания безопасной среды, но и серьезного обновления философии и теории
образования. Это неизбежно повлечет за собой появление новых или модерниза-
цию существующих образовательных концепций, а также моделей и технологий
подготовки учителя (Preston, 2017).
Автор : Ильшат Р. Гафуров
Подготовка учителей в классическом университете: кейс десятилетней современной истории КФУ
В 2020 году Казанский университет получил первую значимую оценку своих преобразований в области подготовки учителей, осуществлявшуюся в течение не- скольких последних лет. Согласно версии Международного рейтингового агент- ства Times Higher Education КФУ вошёл в число 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование». На сегодняшний день это лучший показа- тель не только в России, но и в странах Восточной Европы и СНГ. Это является подтверждением правильности стратегии университета в области педагогического образования, которую последовательно внедряли в последние десять лет. 2020 год является особенным в истории университета, потому что подводит итоги 10-лет- ней трансформации учебного заведения в статусе федерального университета, со- зданного Указом Президента Российской Федерации. На сегодняшний день КФУ входит в число десяти крупнейших университетов страны, здесь обучается порядка 50 тысяч студентов и аспирантов по большинству направлений подготовки выс- шего образования современной России. Университет участвует во многих государ- ственных научных и образовательных программах, в том числе в государственном проекте, направленном на повышение международной конкурентоспособности ве- дущих российских высших учебных заведений.
Полифункциональная компетентность как условие эффективной подготовки будущих магистров к деятельности в сфере гостиничного сервиса и туризма
Актуальность поставленной в статье проблемы обусловлена необходимостью сформировать
полифункциональную компетентность у будущих менеджеров гостиничных и туристических
комплексов. Эти менеджеры должны участвовать в жесткой конкурентной борьбе за вакант-
ные места и сферы деятельности, владеть современными информационно-коммуникацион-
ными средствами, ориентироваться в гостиничном и туристическом бизнесе, то есть обла-
дать полифункциональной компетентностью. Однако в вузах до сих пор отсутствует единая
интегративная (междисциплинарная) основа подготовки таких специалистов, нет комплек-
са обучающих информационных и технических средств, стратегий и технологий обучения,
обоснованных организационно-педагогических условий.
Цель исследования: на основе анализа организационно-педагогических условий процесса
подготовки специалистов к профессиональной деятельности в сфере гостиничного сервиса и
туризма определить содержание, структуру, особенности формирования полифункциональ-
ной компетентности будущих менеджеров, ориентированных на деятельность в сфере гости-
ничного сервиса и туризма.
Методология исследования базируется на концепции ключевой компетентности (Гэри Хэ-
мел, И. Пригожин и др.), которая предполагает систематизацию, классификацию значимых
(корневых, результирующих, автономных и др.) проблем, разработку на этой основе матри-
цы значимых проблем и определение общей стратегии, технологии управления процессом
развития организации и персонала.
Новизна исследования заключается в том, что разработана матрица значимых проблем ма-
гистерской подготовки будущих менеджеров к деятельности в сфере гостиничного сервиса
и туризма; определены стратегии и технологии формирования у них полифункциональной
компетентности.
Результаты исследования внедрены в практику в виде содержания, структуры и организаци-
онно-педагогических условий подготовки будущих магистров к деятельности в сфере гости-
ничного сервиса и туризма.
От редактора: профессиональное развитие учителей в глобальном контексте
В этом специальном выпуске журнала представлена картина современного
состояния исследований, посвященных вопросам профессионального развития
учителей. Профессионально-педагогическая деятельность учителей сегодня под-
вержена существенным изменениям (Teacher education in a time of change, 2016).
Все эти изменения связаны, прежде всего, с новой трактовкой цели и результатов
образования, которые нашли отражение в документах по реформам образования
в России и в мире, направленным на достижение нового качества массового обра-
зования. (Valeeva & Gafurov, 2017). Сегодня весьма актуальным становится поиск
ответа на вопрос: «Как изменить профессионально-педагогическую деятельность
учителя, чтобы добиться нового качества образования, отвечающего современным
вызовам». Социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась за пос-
ледние три десятилетия. Россия становится открытой страной, которая строит ры-
ночную экономику и правовое государство, увеличивает степень свободы и ответс-
твенности человека за свое благополучие и благополучие общества. Человеческий
капитал является основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспе-
чивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая другая страна, нужда-
ется в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных прини-
мать независимые, ответственные решения в условиях неопределенности быстро
меняющегося мира. Это обязательно предъявляет особые требования к системе
образования в целом и к педагогическому образованию в частности (Margolis &
Safronova, 2018; Valeeva. & Kalimullin, 2019).