Часто в процессе обучения иностранному языку самостоятельное обучение пониманию про-
читанного на втором иностранном языке отрабатывается в незначительной степени. При
обучении второму иностранному (немецкому) языку преподаватель в основном акценти-
рует внимание на обучении базовым правилам грамматики и словарному запасу. Развитие
навыка понимания смысла прочитанного на втором иностранном языке с учетом жанра и
формы текста обеспечивает новое направление саморазвития, поскольку способствует глав-
ным образом метакогнитивным процессам, и, следовательно, развитию самоэффективности
и достижению успеха в понимании текста на иностранном языке.
В представленном исследовании была поставлена цель – выявить связь между успехами
студентов в понимании прочитанного с учетом различных категорий жанров текста (при-
ключенческая литература, исторические романы, сказки, стихотворения, легенды, научная
фантастика и др.) и форм текста (печатных – журналы, газеты, книги, учебники или электрон-
ных – электронные книги, сайты, электронные учебники и др.). В ходе исследования особое
внимание уделялось тому, способствует ли конкретный жанр или форма текста успешному
пониманию смысла текста на втором иностранном языке, способствует ли чтение текста лю-
бого жанра или формы успешному пониманию смысла текста на втором иностранном языке.
Исследование проводилось в школах среднего профессионального образования и гимназиях
Словакии, в исследовании приняли участие 126 респондентов. Обнаружены статистически
значимые корреляции между конкретными жанрами и формами текстов и успешностью в
понимании смысла прочитанного. Обнаружено, что короткие истории, легенды и рассказы о
природе обеспечивают более глубокое понимание смысла текстов на немецком языке, а чте-
ние печатных книг и журналов способствует успешному пониманию смысла прочитанного
на втором иностранном языке.
Автор : Зденка Гадушова
Исследование факторов стресса, с которыми сталкиваются школьные учителя
Учителям приходится сталкиваться в школе с различными стрессовыми ситуациями. В этой
связи проведено много исследований, направленных на изучение потенциальных факторов
стресса, присутствующих в школьной среде. Как правило, подготовка учителей не подразуме-
вает развитие компетенций по разрешению стрессовых ситуаций на уроке. Однако, как толь-
ко учителя начинают свою профессиональную карьеру, в список их навыков и умений авто-
матически включается и данная компетенция. Цель настоящего исследования – определить
самые распространенные факторы стресса, с которыми сталкиваются учителя начальной
и средней школы в своей повседневной преподавательской деятельности. Для сбора данных
были использованы два метода: полуструктурированное интервью и наблюдения учителей во
время их занятий. На основе данных, полученных в ходе интервью, были определены девять
наиболее распространенных и серьезных факторов стресса: трудные ученики, несоответствие
между требованиями к успеваемости учащихся и их способностями, деструктивное поведе-
ние учеников, недостаточное внимание учащихся, социальные и эмоциональные факторы
среды, в которой живут учащиеся, использование мобильных телефонов во время занятий,
чрезмерная нагрузка и усталость учителей, недостаточное материально-техническое обеспе-
чение и отсутствие учебно-методических материалов, конфликты между учениками (указано
в иерархическом порядке). Наблюдение было проведено с целью подтвердить на практике
типы стрессоров, выявленных в ходе интервью. Анализ записей наблюдения подтвердил не-
которые стрессоры, выявленные ранее, а также определил новые факторы стресса.
Профессиональные компетенции учителя и их оценка
Реформа словацкой системы образования потребовала повышения качества профессиональ-
ной деятельности учителя, в том числе через соблюдение требований к его компетентнос-
ти. Группой ученых Университета Константина Философа в Нитре (Словакия) осуществлён
исследовательский проект «Оценка компетенций учителя», посвященный разработке ком-
плексной модели оценивания и необходимых для этого инструментов. Результатом стали
специальные средства оценивания: оценочные листы для экспертов, листы самооценки для
учителей и инструмент корреляции оценки экспертов и учителей. В процессе разработки оце-
ночных средств были приняты во внимание специальная направленность каждой професси-
ональной компетенции и требования к содержанию и эффективности работы учителя. Эф-
фективность разработанных инструментов определялась с помощью панельных дискуссий,
пилотных исследований и личных интервью. Были проведены апробация оценочных средств
в начальных и средних школах Словакии, анализ и оценка результатов исследования. По-
лученные данные использованы для корректировки финальной версии оценочных средств,
которые будут предложены руководителям словацких школ для практического применения.
Один из аспектов работы посвящен компетенции планирования обучения. В рамках иссле-
довательского проекта авторы сосредоточили внимание на определении и анализе компо-
нентов данной компетенции, самый важный из которых – способность создавать модель
(план/сценарий) урока, успех которого зависит от правильной постановки образовательных
целей и задач и способов их достижения. Эта компетенция проявляется также в способности
учителя вносить в содержание учебного плана те изменения, которые диктует современная
ситуация и которые ориентированы на наиболее эффективные методологические подходы.
Разработанные средства оценивания компетенций, связанных с планированием обучения,
были апробированы в пилотном проекте. В статье частично представлены результаты иссле-
дования, которые подтвердили актуальность и целесообразность предложенной методики.
Требования к образованию и обучению в Республике Словакия разделяют общие подходы
к образованию граждан Европейского Союза. В то же время образование рассматривается в
качестве основы устойчивого развития общества, что может быть обеспечено как реформой
словацкой школьной системы, так и путем личностного, профессионального и карьерного
роста учителя.