В статье проводится анализ результатов исследования, направленного на определение условий организации педагогического класса, способствующего формированию у обучающихся профессионально важных качеств, умений, мотивов, необходимых для педагогической профессии. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью привлечения педагогических кадров. Анализ зарубежных исследований показал, что привлечение в педагогику мотивированных, целеустремленных и преданных делу молодых людей является глобальной проблемой. В Российской Федерации, как и на международном уровне, признана необходимость создания условий для выявления, сопровождения и развития задатков эффективного педагога у учащихся старшего школьного возраста.
Ведущими методами исследования являются: анализ сетевого взаимодействия средней общеобразовательной школы № 28 города Рыбинска Ярославской области с социальными партнерами по организации деятельности педагогического класса. Также применялись методы: анализ активности старшеклассников, обобщение опыта работы образовательной организации, наблюдение за развитием обучающихся, анкетирование, проведение фокус-групп, анализ результатов диагностики обучающихся и др.
В результате исследования выявлены педагогические условия и средства организации педклассов, способствующие осознанному выбору обучающимися профессии педагога. Относительно невысокие затраты на организацию работы класса предпрофессиональной подготовки, возможность привлечения дополнительных кадров, рост социальной активности детей свидетельствуют об эффективности их деятельности. Сделан вывод об эффективности реализации образовательной программы педагогического класса в условиях сетевого взаимодействия, обеспечивающего возможность использования ресурсов разных организаций с учетом интересов ребенка.
Автор : Екатерина Н. Шипкова
Анализ практики частных вспомогательных занятий с сельскими школьниками
статье проводится анализ результатов исследования практики частных вспомогательных
занятий с сельскими школьниками. Актуальность исследования данной проблемы обуслов-
лена высокой популярностью занятий с частными педагогами среди современных школьни-
ков. В Российской Федерации более половины школ находятся в сельской местности. Пос-
кольку сельские образовательные организации существенно отличается от городских рядом
характеристик, то исследования педагогических явлений целесообразно проводить не только
в городских, но и в сельских школах.
Цель исследования – выделить основные черты вспомогательных занятий с обучающими-
ся в сельской местности. Ведущим методом исследования является анкетирование. В опросе
приняли участие 210 педагогов сельских школ из шести регионов Российской Федерации.
Также применялись методы: беседы, наблюдения, анализ литературы и Интернет-ресурсов,
интервьюирование, контент-анализ и метод анализа случая.
В результате исследования выявлены причины, по которым данные занятия практикуются на
селе меньше, чем в городе. Определено отношение педагогов сельских школ к частным вспо-
могательным занятиям. Результаты исследования отражают уверенность педагогов сельской
школы в том, что практика репетиторских занятий по предметам школьной программы сти-
мулирует саморазвитие обучающихся. Сделан вывод о том, что педагоги сельских школ вы-
ражают положительное отношение к практике репетиторства, в том числе применительно к
своим детям. Проведено сравнение популярных направлений частных вспомогательных за-
нятий с сельскими и городскими школьниками. Выводы авторов в статье подкреплены ком-
ментариями педагогов, участвующих в опросе, выражающих личное отношение к проблеме
частных вспомогательных занятий.
Данное исследование позволило установить, что практика частных вспомогательных заня-
тий по предметам школьной программы распространена не только в городских школах, но
и в сельской местности, а значит, не является частным случаем. Основные задачи, решаемые
частными педагогами, не зависят от места проживания и обучения.