кандидат педагогических наук, доцент Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. 420008, Казань, Кремлевская, 18, Россия.
Email: evgshishova@yandex.ru. Teл: +7 898 729 67 671
кандидат педагогических наук, доцент Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. 420008, Казань, Кремлевская, 18, Россия.
Email: evgshishova@yandex.ru. Teл: +7 898 729 67 671
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена переходом вузов на ФГОС ВПО, что позволяет расширить академические свободы образовательных учреждений и осуществлять профессиональную подготовку на основе инновационных образовательных программ (по целям, содержанию, организационным формам и технологиям).
С целью повышения качества подготовки выпускников университета, формирования новой модели учителя – учителя XXI века, учителя, мобильного, креативного, способного использовать самые современные образовательные технологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет включился в процесс разработки проекта САЕ, разработки и внедрения профессиональных стандартов, основанных на Европейской и Национальной рамках квалификаций. Концептуальное ядро модели учителя нового типа составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования, квалификационно ориентируемым согласно требованиям различных групп потребителей (человек, работодатель, государство, общество). Модель строится на принципах вариативности, модульности, мобильности, единства, преемственности, технологичности и включает разные траектории подготовки учителей: вариативную траекторию, распределенную траекторию, переподготовку бакалавров предметной подготовки, переподготовку педагогов на другую дисциплину, центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, педагогическую интернатуру, педагогическую магистратуру. Формирование общекультурных компетенций в этой модели должно занимать приоритетное место, так как их значимость в процессе становления учителя нового типа связана с тем, что именно общекультурные компетенции создают гармонию внутреннего мира и отношения с социумом и могут рассматриваться как основа для формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Анализ ФГОС ВПО (ФГОС3+ ВПО), теории и практики профессиональной подготовки бакалавров, позволил установить, что формирование общекультурных компетенций будущих педагогов предусмотрено, но большой набор компетенций затрудняет выделить рамочные компетенции как это предусмотрено Европейской системой образования. Важнейшая задача перед системой высшего образования в сфере подготовки учителей новой формации состоит в необходимости определения теоретико-методологических основ для формирования общекультурных компетенций бакалавров в условиях модернизации педагогического образования.
В статье приводятся результаты кросскультурного исследования в России и странах Западной Европы: Беларуси, Польше, Германии, Франции, Великобритании. Исследование проводилось в 2013-2016 гг. при поддержке научных центров университетов Беларуси, Польши, Великобритании и др. Использова-лись следующие методы: теоретические (анализ и обобщение философской, психологической и педаго-гической литературы по проблемам этнической идентичности); эмпирические (методы измерения и сравнения); методы обработки результатов исследования (качественный анализ, однофакторный дис-персионный анализ). Исследовалось национальное самосознание иммигрантов-мусульман и коренных жителей в возрасте от 17 до 30 лет. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: 1) проявления экстремизма у иммигрантов-мусульман связаны не с правильностью (или неправильностью) политики государства или кросскультурного образования в принимающей иммигрантов стране, а с положением (политическим, экономическим, социальным и др.) их соотечественников на этнической родине; 2) концептуальные, стратегические и технологические структуры кросскультурного образования должны учитывать эту ин-терференцию (отрицательное влияние этнической ситуации одной страны на подсознание субъектов кросскультурного образования другой страны), эти структуры должны быть направлены не на ассими-ляцию иммигрантов, а на преодоление выявленной у них в этническом сознании интерференции; 3) практика кросскультурного образования должна использовать методы транспозиции (положительного переноса культурных компонентов этнической родины на культуру страны проживания иммигрантов), направленных на формирование позитивного межкультурного общения с представителями разных эт-носов.