Социальные педагоги – представители одной из помогающих профессий, которая остается востребованной и требует высокого профессионализма от специалистов данного профиля. Подготовка высококвалифицированных социальных педагогов является актуальной потребностью общества для решения вопросов социализации подрастающего поколения в современных сложных социально-экономических и политических условиях. Профессиональное развитие будущих социальных педагогов происходит в результате освоения профессии через осознание своего профессионального уровня, мотивирующего движение карьеры. Формирование профессионализма начинается на ступени получения профессионального образования.
Изучение особенностей становления профессионализма будущих социальных педагогов в системе подготовки в России и Казахстане является целью исследования авторов настоящей статьи. Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, синтез, историко-педагогическая реконструкция.
В статье представлены результаты сравнительного аналитического обзора специфики становления профессионализма в национальных системах образования России и Казахстана.
Обнаруженные в результате сравнения особенности становления профессионализма демонстрируют общий характер проблем подготовки социальных педагогов, детерминированный историческим прошлым, схожестью социально-экономических факторов развития системы образования. Выявленные различия направляют на исследование способов совершенствования подготовки будущих социальных педагогов. Проведенный анализ свидетельствует о том, что профессиональная успешность социальных педагогов обусловлена ориентацией в процессе подготовки на развитие социальной компетентности и социальной ответственности. Организация подготовки специалистов, основанная на методологических принципах аксиологического подхода, по мнению авторов, способствует становлению осознанного отношения будущих социальных педагогов к своему образованию, совершенствованию своего профессионализма.
Автор : Гульнара Ф. Биктагирова
Феномен понятия «виктимизация» в современных отечественных и зарубежных исследованиях
Процесс виктимизации детей и подростков, а также других групп общества – актуальная
современная проблема. Возникает она в силу сложности данного процесса, необходимости
его комплексного научного исследования и принятия кардинальных как общественных, го-
сударственных, так и специальных психолого-педагогических и социально-медицинских мер
по его предупреждению и коррекции.
В связи с этим авторами была поставлена цель теоретически определить и подвергнуть ана-
лизу феномен виктимизации на основе научных публикаций. Методом исследования явился
прежде всего библиометрический анализ актуальных научных трудов, размещенных в круп-
нейших мировых базах данных «Web of Science», «Scopus», «eLIBRARY». Это позволило оце-
нить данный феномен по работам российских и зарубежных ученых и провести качествен-
ный анализ их выводов.
Проведенный анализ свидетельствует о разнообразии точек зрения, о расширении понятий-
ного аппарата виктимологии, о наличии нескольких теорий виктимизации и подходов к ней.
В отечественной социально-педагогической виктимологии определены система специфичес-
ких и междисциплинарных понятий, основные категории жертв, виктимогенные факторы.
Зарубежные исследователи с целью предотвращения виктимизации конкретизируют аспек-
ты предупреждения, минимизации, коррекции и индивидуальной помощи. Большое коли-
чество публикаций посвящено взаимосвязи виктимизации и других социальных явлений,
особенно в школьной среде.
Несмотря на многогранность научного поля исследования феномена виктимизации, выявле-
ны различия в характеристиках данной дефиниции в мировых и российских базах данных.
Отмечена тенденция к росту публикационной активности как среди зарубежных, так и среди
российских исследователей по данной проблеме. Очевидно, что этот феномен требует более
глубокого изучения, причем междисциплинарного, а также разработки и конкретизации ус-
ловий, моделей и способов девиктимизации на различных уровнях.