В соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ выпускники магистратуры по направлению
«Педагогическое образование» должны быть готовы к решению научно-исследовательских
задач в сфере профессиональной деятельности, что предполагает формирование у обучаю-
щихся соответствующей методологической культуры посредством их вовлечения в само-
стоятельную проектно-исследовательскую деятельность. Однако анализ реальной практики
подготовки магистрантов в области образования показывает, что в ней по-прежнему до-
минируют технологии обучения, ориентирующие обучающихся на исполнительскую и ре-
продуктивную деятельность, способствующую формированию привычки получать знания
в готовом виде. В результате обостряется противоречие между объективной потребностью
формирования у магистрантов методологической культуры с одной стороны – и недоста-
точным уровнем ее сформированности у значительной части выпускников магистратуры
по направлению «Педагогическое образование» с другой. Цель исследования – выявить
и обосновать дидактические условия реализации проектно-исследовательского обучения
как технологии эффективного развития методологической культуры магистрантов. Методы
исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирические
(педагогический эксперимент, тестирование для выявления уровня сформированности ис-
следовательской компетентности), математической обработки данных.
Результаты исследования. Развитие методологической культуры магистрантов объективно
предполагает поиск и реализацию дидактических средств и условий, обеспечивающих моти-
вированное включение обучающихся в исследовательскую деятельность. В образовательной
программе подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» основу
развития методологической культуры выполняет дисциплина «Методология и методы пе-
дагогического исследования». Эффективность развития методологической культуры маги-
странтов повышается, если: а) структура и содержание дисциплины проектируются на ос-
нове конвергенции традиционного и исследовательского подходов; б) освоение содержания
дисциплины происходит с применением проектно-исследовательской технологии обучения,
предполагающей выполнение сквозных (рассчитанных на срок изучения дисциплины) твор-
ческих проектов и вариативность (сочетание индивидуальных и командных форм самосто-
ятельной деятельности; «перевернутое обучение»; междисциплинарный, проблемный и ин-
терактивный характер обучения; рефлексия в конце каждого занятия; проведение экзамена
в форме защиты проекта и др.). Результаты исследования могут быть использованы при раз-
работке учебно-методического обеспечения исследовательски ориентированного обучения
в процессе теоретической и практической подготовки будущих бакалавров, магистров, аспи-
рантов, а также в системе дополнительного профессионального образования.
Автор : Гасангусейн И. Ибрагимов
Методология исследовательски-ориентированного обучения в системе педагогического образования
Статья посвящена теме, актуальность которой обусловлена имеющим место противоречи-
ем в системе педагогического образования: между объективной востребованностью иссле-
довательски-ориентированного обучения как средства формирования исследовательской
компетенции у выпускников педагогической магистратуры, с одной стороны, и их недоста-
точной готовностью к проектированию и реализации исследовательски-ориентированного
обучения в силу неразработанности в дидактике целей, принципов, форм, методов и средств
проектирования такого обучения.
Цель исследования: разработать и обосновать методологию исследовательски-ориентиро-
ванного обучения в системе педагогического образования.
Гипотеза исследования: эффективность исследовательски-ориентированного обучения по-
высится, если процесс его проектирования и реализации будет опираться на систему знаний
о методологии обучения и сущностных признаках исследовательски-ориентированного обу-
чения.
Задачи исследования: 1) выявить сущность и содержание понятия «методология обучения»;
2) раскрыть основные характеристики исследовательски-ориентированного обучения в
системе педагогического образования; 3) опытно-экспериментальным путем апробировать
методологию исследовательски-ориентированного обучения магистрантов по направлению
подготовки Педагогическое образование.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогической литературы по про-
блеме, обобщение, перенос, абстрагирование, моделирование), эмпирические (тестирование,
педагогический эксперимент); методы математической обработки эмпирических данных.
В работе показано, что исследовательски-ориентированное обучение в современной систе-
ме педагогического образования формируется как самостоятельная дидактическая система,
выросшая на основе теории проблемного обучения и направленная на формирование ис-
следовательской компетентности обучающихся. Методология исследовательски-ориенти-
рованного обучения в системе педагогического образования – это учение об организации
исследовательской деятельности обучающихся, включающее систему знаний о ее логической
(особенности, формы, методы, средства) и временной (фазы, стадии, этапы) структуре. Ре-
ализация исследовательски-ориентированного обучения в соответствии с предлагаемой в
исследовании методологией способствует эффективному развитию исследовательской ком-
петентности магистрантов по направлению Педагогическое образование. Раскрыто влияние
групповых, парных и индивидуальных форм организации исследовательски-ориентирован-
ного обучения на эффективность формирования исследовательской компетентности обуча-
ющихся.
Результаты исследования могут быть использованы научными работниками в области пе-
дагогики, преподавателями высшей школы, для совершенствования процесса развития ис-
следовательской компетентности студентов, а также учителями общеобразовательных школ.
Использование традиций физического развития казахского народа в патриотическом воспитании будущих учителей
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в последние десятилетия все
больше усиливается значимость традиционных социокультурных коммуникаций. Объектив-
ной потребностью становится необходимость переосмысления социокультурной действи-
тельности; перехода к качественно новому уровню отношений между народами, политичес-
кими и общественными объединениями, между людьми и, как следствие, переосмысления
проблем патриотического воспитания молодёжи. Но патриотическое воспитание немысли-
мо без усвоения исторических народных традиций. Обращение к сложившимся в течение
веков традициям целого народа, в данном случае казахского, создает мощную духовно-пат-
риотическую основу, ибо это есть прикосновение к творчеству собственного народа, частью
которого каждый человек себя ощущает. Цель данного исследования состоит в разработке
методов и организационных форм использования традиций физического развития человека
в казахской народной педагогике в патриотическом воспитании будущих учителей. Методо-
логическими подходами к исследованию проблемы являются этнопедагогический, деятель-
ностный, а также подход практической направленности. В статье представлены результаты
изучения сущности и содержания патриотизма, методологические основы его воспитания
у современной молодёжи; раскрыты патриотическое содержание традиций физического
развития в казахской народной педагогике и их потенциал в патриотическом воспитании
студенческой молодёжи; выявлены и обоснованы методы и формы использования традиций
физического развития в казахской народной педагогике как средства патриотического вос-
питания будущих учителей в процессе их учебной и внеаудиторной деятельности. Получен-
ные результаты исследования позволяют осуществлять патриотическое воспитание личнос-
ти будущего педагога не изолированно, а в рамках целостного образовательного процесса
вуза. Для этого разрабатывается комплекс дидактических методов и организационных форм,
реализующих, одновременно с профессиональным развитием студента, педагогический по-
тенциал традиций физического развития человека казахского народа, ориентированных на
формирование патриотических чувств и переживаний молодого человека.