На основе обобщения описанных в литературе игровых приёмов в обучении мы сформули-
ровали семь авторских принципов реализации учебных игровых технологий в техническом
ВУЗе. В качестве примера их реализации приведена автоматизированная учебная установка
(АУУ) для изучения устройства, программирования и отладки аппаратных и программных
средств микроконтроллеров. Соответствие АУУ сформулированным принципам оценено
количественно с помощью метода экспертных оценок (учебная технология – 43%, методика –
32%, резерв совершенствования – 25%). Соподчинение принципов между собой рассмотрено
по критерию «важности» для качества игровой модели и по критерию системного влияния на
обучаемого. Отмечено, что без целеполагания как осознанной цели участие субъекта в игре
превращается в формальность. Также без обеспечения условий психологического комфорта,
в первую очередь, без снижения уровня тревожности личности девальвируются последующие
усилия по повышению мотивации к учёбе. Важное место мы отводим потребности в значимо-
сти – осознаваемому и нерефлексируемому учёту игроком-обучаемым неизбежности публич-
ной оценки успехов и неудач и связанных с этим самооценки, мотивации (гордость или стыд)
и, как следствие, – качества последующей самоподготовки. Эти три принципа определяют
степень вовлечённости субъекта в игру. Дальнейшее усиление вовлечённости определяется,
во-первых, эффективностью обратной связи как «эмоциональным подкреплением» очеред-
ного шага обучаемого по сценарию игры, а во-вторых, эффективностью внешнего управле-
ния как дозированной рациональной помощи в продвижении игрока. Вышеперечисленные
принципы обеспечивают условия для освоения учебного материала посредством разрешения
игровых проблемных ситуаций. Сделан вывод об эффективности методики, опирающейся на
предлагаемые нами принципы: повышается роль эмоциональной составляющей в учебном
процессе, активизируется самостоятельная работа обучаемых, повышается качество обуче-
ния, преподаватель освобождается от рутинных контролирующих операций.
Автор : Владимир И. Горбунов
Принципы реализации игровых технологий в условиях смешанного обучения в техническом ВУЗе
На основе обобщения описанных в литературе игровых приёмов в обучении мы сформулировали семь авторских принципов реализации учебных игровых технологий в техническом ВУЗе. В качестве примера их реализации приведена автоматизированная учебная установка (АУУ) для изучения устройства, программирования и отладки аппаратных и программных средств микроконтроллеров. Соответствие АУУ сформулированным принципам оценено количественно с помощью метода экспертных оценок (учебная технология – 43%, методика – 32%, резерв совершенствования – 25%). Соподчинение принципов между собой рассмотрено по критерию «важности» для качества игровой модели и по критерию системного влияния на обучаемого. Отмечено, что без целеполагания как осознанной цели участие субъекта в игре превращается в формальность. Также без обеспечения условий психологического комфорта, в первую очередь, без снижения уровня тревожности личности девальвируются последующие усилия по повышению мотивации к учёбе. Важное место мы отводим потребности в значимости – осознаваемому и нерефлексируемому учёту игроком-обучаемым неизбежности публичной оценки успехов и неудач и связанных с этим самооценки, мотивации (гордость или стыд) и, как следствие, – качества последующей самоподготовки. Эти три принципа определяют степень вовлечённости субъекта в игру. Дальнейшее усиление вовлечённости определяется, во-первых, эффективностью обратной связи как «эмоциональным подкреплением» очередного шага обучаемого по сценарию игры, а во-вторых, эффективностью внешнего управления как дозированной рациональной помощи в продвижении игрока. Вышеперечисленные принципы обеспечивают условия для освоения учебного материала посредством разрешения игровых проблемных ситуаций. Сделан вывод об эффективности методики, опирающейся на предлагаемые нами принципы: повышается роль эмоциональной составляющей в учебном процессе, активизируется самостоятельная работа обучаемых, повышается качество обучения, преподаватель освобождается от рутинных контролирующих операций.
Трансдисциплинарный подход к повышению учебной мотивации студентов технических направлений подготовки ВУЗо
Целью исследования является выявление и обоснование на основе трансдисциплинарно-
го подхода путей повышения учебной мотивации у студентов высших учебных заведений с
техническими направлениями подготовки. В образовательном процессе, где обязателен ак-
цент на самостоятельность и творчество, сложность познавательной деятельности нередко
превосходит интеллектуальные и личностные возможности обучаемых. В результате у них
снижается мотивация к учебной деятельности. А между тем в педагогике фактор мотива-
ции считается более важным, чем уровень способностей. Возникает проблема: как повы-
сить мотивацию студентов технических направлений подготовки в условиях усложнения
учебного материала, как заменить мотивацию избегания неудач (пассивное поведение) по-
ложительной мотивацией достижения (поисковой активностью) в сочетании с раскрытием
потенциала творческой, эвристической деятельности? Обеспечению мотивации обучаемых,
развитию их поисковой активности способствует создание условий для прогнозирования
субъектом обучения результатов своей деятельности и для проявления самостоятельности и
творчества. Для реализации этих условий мы предлагаем трансдисциплинарность в образо-
вательном процессе, интеграцию всех форм организации учебного процесса, установление
более тесных контактов (формальных и неформальных) между преподавателями, напри-
мер, посредством совместной учебно-методической и научной работы. Такая интеграция
основана на идеях целостности, диалектичности законов природы, общества и психической
деятельности. Мы видим её роль в объединении разнородных знаний по содержанию (обу-
чение) и методам (развитие) в сочетании с повышением качества организационно-педаго-
гического сопровождения учебных занятий (воспитание). При трансдисциплинарной ин-
теграции компонентов образовательного процесса мотивация избегания неудач заменяется
мотивацией достижения благодаря взаимосвязи содержания дисциплин, взаимопроникно-
вению разнородных методов познания, совершенствованию форм обучения на основе IT.
Разнородные по своей сути гуманитарные и технические знания воспринимаются целостно,
без лоскутного деления на отдельные дисциплины. Благодаря взаимообогащению методов,
присущих техническим и гуманитарным предметам, совершенствуются умения поисковой
деятельности. Более эффективное изучение содержания разнородных дисциплин, развитие
эвристических способностей, эмоционально-волевой сферы способствуют формированию
перекрёстных компетенций, общих для группы дисциплин, навыков совместной работы,
что позволяет обучаемому выбирать более трудные, но социально значимые цели, связан-
ные с получением профессии.