Настоящее исследование посвящено цифровой среде, в которой растут словенские дети. В статье представлены данные о цифровых технологиях и игрушках, используемых детьми с разрешения родителей в домашней обстановке. Исследование основано на результатах онлайн-опроса родителей 26 детей в возрасте до двух лет (M = 17,8 месяцев; SD = 5,6). В среднем 9 % всех детских игрушек являются цифровыми, и дети проводят 10 % своего игрового времени с цифровыми игрушками. Среди распространенных, хотя и редко используемых цифровых игрушек или технологий – смартфоны и планшеты. Родители считают, что цифровые игрушки с монитором, по сравнению с другими видами цифровых технологий, способствуют развитию их детей. По большому счету, родители не видят положительного влияния цифровых технологий на развитие и образование детей – они считают цифровые технологии скорее источником информации и развлечений, способных занять ребенка. Тем не менее взрослые разрешают или планируют разрешать ребенку использовать цифровые технологии, поскольку они считают, что это способствует его развитию. Планируются дальнейшие исследования с целью более детального изучения того, как цифровые технологии влияют на развитие детей младшего возраста.
Автор : Виолета Розанда
Отношение учителей к социальным роботам в образовании: Модель развития
Социальные роботы в сфере образования тестируются в двух направлениях: одно ориентиро- вано на учителя и подчеркивает их эффективность – второе, ориентированное на студентов, выражает обеспокоенность обезличенным характером подобного обучения. В данной статье представлено качественное исследование отношения словенских студентов – будущих учите- лей дошкольного образования и начальных классов – к роботизированной образовательной технологии, в которой они по своему усмотрению должны были выделить положительные, нейтральные и отрицательные аспекты. Студенты выразили преимущественно обеспокоен- ность. Нами была разработана трехкомпонентная модель исследования, включающая учеб- ные, социально-эмоциональные и правовые стороны проблемы. Результаты выявили нега- тивное отношение участников к роботам с внешностью человека и социальными навыками и полный отказ от их использования в классе. Участники исследования, не отвергая социаль- ных роботов как таковых, отказывают им в статусе социального субъекта, способного учиты- вать индивидуальность учащихся и адекватно заботиться о благополучии и развитии детей. Результаты исследования призывают к осознанному созданию роботов с привлечением учи- телей в качестве со-дизайнеров.
Использование социальных роботов на занятиях: Перспективные образовательные технологии и педагогическое образование
XXI век – это время роботов, время, когда мы наблюдаем разработку социальных роботов для
образования. В будущем на рынке труда будут востребованы учителя, которые применяют
в своей работе роботов, и преподаватели, которые могут подготовить студентов к работе с
робототехникой. Руководителям высшего педагогического образования необходимо следить
за разработками в сфере робототехники, готовя студентов и преподавателей к использова-
нию роботизированных технологий в обучении. Цель данного исследования – выяснить, как
роботизированные технологии применяются на занятиях по разным дисциплинам на разных
уровнях образования. Авторами статьи были проанализированы результаты исследований,
опубликованных в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science, за период с 2006
по 2018 гг. Категории анализа: уровень образования; участники исследований, знакомые с
работой социального робота; предметная область; продолжительность и результаты взаимо-
действия робота с учащимися. Были также изучены методы исследований и источники пуб-
ликаций. Результаты анализа показали, что образовательно-педагогический аспект в иссле-
дованиях зачастую представляет собой средство, а не конечную цель использования роботов
в преподавательской деятельности. В проанализированных статьях основное внимание уде-
ляется смешанному взаимодействию человека и робота (HRI) и академическим результатам.
Задания с использованием робота разрабатываются в зависимости от целей исследования, а
не для внедрения роботов в практику преподавания. Задания предназначены для небольшой
группы студентов, при этом формат занятий разнообразный. Оставаясь уникальным опы-
том, взаимодействие робота с учениками происходит прежде всего во время упражнений, ко-
торые в большинстве случаев не рассчитаны на целый урок. На занятиях роботы выполняют
небольшие, конкретные задания, что требует длительной подготовки. Новизна настоящего
исследования заключается в том, что в нем дифференцируются научные труды, направлен-
ные на изучение а) образовательных результатов, б) академических достижений и результа-
тов HRI, в) результатов HRI. Кроме того, авторами изучен временной аспект взаимодействия
робота с учащимися.