В статье обосновывается, что для построения эффективного варианта индивидуальной образовательной программы развития ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) необходимо учитывать уровень сформированности его образовательного потенциала. Профиль образовательного потенциала детей дошкольного возраста с РАС, по мнению авторов, содержит 11 показателей. Цель статьи – изучить специфику образовательного потенциала дошкольников с РАС для разработки варианта индивидуального маршрута развития. Предлагаемые методики рассчитаны на дошкольников с РАС и адаптированы группой авторов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС. В результате исследования выявлен минимальный уровень развития базовых коммуникативных и речевых навыков; на низком уровне развития находятся игровая и познавательная сферы: трудности в переработке информации, нарушение формирования картины мира ребенка. Такие параметры образовательного потенциала, как «социальное поведение», «восприятие», «художественно-эстетическое развитие», «мелкая моторика», «самообслуживание» и «дезадаптивное поведение», находятся практически на одном уровне несформированности. Наиболее развита (на уровне частичной сформированности) «крупная моторика». Результаты исследования показали значимость изучения образовательного потенциала ребенка для дальнейшей разработки индивидуальных маршрутов образования дошкольников с РАС в целях оптимизации процесса адаптации к социуму, эффективному обучению, реализации себя как социализированного субъекта общества.
Автор : Валерия А. Степашкина
Игра как технология моделирования профессиональной деятельности
В настоящее время этап развития образования определяется прежде всего формированием
новых условий обучения и требований к качеству подготовки будущих специалистов. Осо-
бенно важным аспектом развития образовательной сферы является решение проблемы по-
вышения эффективности образовательного процесса в соотношении с уровнем подготовки
студентов к профессии на практике. Из этого следует, что существует необходимость раз-
вития активности, инициативы и независимости учащегося. Игра как технология модели-
рования профессиональной деятельности может позволить учащимся быть включенными в
практическую реализацию полученных знаний и выработанных навыков. Обучение посредс-
твом игры способствует раскрытию индивидуальности, личностных ресурсов в контексте
профессионального развития.
Проблема исследования направлена на определение воздействия игры на студента в процес-
се усвоения им знаний и навыков, необходимых для моделирования профессиональной де-
ятельности.
Цель исследования – экспериментально подтвердить необходимость использования игровой
технологии в моделировании профессиональной деятельности студентов.
Результаты исследования показали эффективность использования игры как образователь-
ной технологии в моделировании профессиональной деятельности и личностной реализации
студентов. Качественный анализ полученных данных позволяет утверждать, что у студентов
сформировалось положительное отношение к их будущей профессии и приверженность
практическому применению профессиональных навыков.
Следовательно, технология обучения в процессе игровой деятельности дается как комплекс-
ный метод моделирования профессиональной деятельности будущих специалистов.