Современная молодежь живет в динамично меняющемся мире, в условиях постоянных изменений в сфере общественной жизни и, особенно в личностном плане, в ситуациях резкой смены привычных стереотипов. Специфика возрастных аспектов и психологических особенностей в юношеском возрасте способствует расширению круга аддиктов. Именно стремление самоутвердиться, больше познать себя, формирование мировоззренческих и нравственных убеждений иногда способствуют утрате чувства безопасности, возникновению страха перед действительностью, искажению представлений образа «Я». Увлечение селфи среди молодежи приобрело характер «глобальной катастрофы». Сегодня сложно найти молодого человека, который не фотографировал бы самого себя и не размещал бы фотографии в различных социальных сетях, чатах. И молодому человеку очень важно получить обратную связь от друзей, увидевших публикацию. В связи с этим в науке актуализируются вопросы изучения психологических характеристик лиц, страдающих различными формами аддиктивных расстройств, так как именно наличие зависимости обусловлено характерными особенностями личности и сопутствующими негативными эмоциями (безответственностью, неуверенностью, тревожностью), ее окружением и взаимодействием с людьми. Вместе с тем в научной литературе практически не представлено научных работ по изучению характерных особенностей личности, склонной к селфизму, большинство работ носит лишь
косвенный, фрагментарный характер.
В данной статье авторами проанализированы различные подходы, этиология, механизмы, симптомы развития и факторы риска формирования селфи-зависимости у старшеклассников, представлены результаты изучения личностных детерминант юношей и девушек, склонных к селфизму.
Целью исследования является изучение личностных особенностей юношей и девушек, склонных к зависимости от селфи.
Методы исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение опыта; эмпирические: эксперимент, тестирование, опросно-диагностические методы, наблюдение; методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
В исследовании был использован диагностический инструментарий с учетом компонентов структуры антиаддиктивной установки к селфи, определяющих личностные детерминанты проявления селфизма.
В эксперименте приняло участие 172 учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан (Россия), из которых девушек – 93, юношей – 79. Возраст испытуемых – 16-18 лет.
В результате проведенного исследования выявлено, что 37,2 % респондентов имеют признаки зависимого от селфи поведения, при этом девушки наиболее склонны к аддиктивному поведению. Гендерные различия у потенциальных аддиктов в проявлении склонности к селфизму обнаружены в оценке осмысленности жизни, удовлетворенности своими личностными характеристиками, самоуважении, самооценке, в уровне знаний о селфи-зависимости.
Результаты исследования, авторские методики на выявление уровня сформированности селфи-зависимости и подбор диагностического инструментария для изучения антиаддиктивной установки могут быть успешно использованы в практике коррекционно-профилактической работы педагогов и психологов общеобразовательных и социальных учреждений.
Автор : Альбина Р. Дроздикова-Зарипова
Феномен понятия «виктимизация» в современных отечественных и зарубежных исследованиях
Процесс виктимизации детей и подростков, а также других групп общества – актуальная
современная проблема. Возникает она в силу сложности данного процесса, необходимости
его комплексного научного исследования и принятия кардинальных как общественных, го-
сударственных, так и специальных психолого-педагогических и социально-медицинских мер
по его предупреждению и коррекции.
В связи с этим авторами была поставлена цель теоретически определить и подвергнуть ана-
лизу феномен виктимизации на основе научных публикаций. Методом исследования явился
прежде всего библиометрический анализ актуальных научных трудов, размещенных в круп-
нейших мировых базах данных «Web of Science», «Scopus», «eLIBRARY». Это позволило оце-
нить данный феномен по работам российских и зарубежных ученых и провести качествен-
ный анализ их выводов.
Проведенный анализ свидетельствует о разнообразии точек зрения, о расширении понятий-
ного аппарата виктимологии, о наличии нескольких теорий виктимизации и подходов к ней.
В отечественной социально-педагогической виктимологии определены система специфичес-
ких и междисциплинарных понятий, основные категории жертв, виктимогенные факторы.
Зарубежные исследователи с целью предотвращения виктимизации конкретизируют аспек-
ты предупреждения, минимизации, коррекции и индивидуальной помощи. Большое коли-
чество публикаций посвящено взаимосвязи виктимизации и других социальных явлений,
особенно в школьной среде.
Несмотря на многогранность научного поля исследования феномена виктимизации, выявле-
ны различия в характеристиках данной дефиниции в мировых и российских базах данных.
Отмечена тенденция к росту публикационной активности как среди зарубежных, так и среди
российских исследователей по данной проблеме. Очевидно, что этот феномен требует более
глубокого изучения, причем междисциплинарного, а также разработки и конкретизации ус-
ловий, моделей и способов девиктимизации на различных уровнях.
Социально-профессиональные ценности российских педагогов с различным педагогическим стажем страницы
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением восприятия образовательных
ценностей современными педагогами в условиях трансформирующегося общества и новых
вызовов развития. Цель исследования состоит в выявлении особенностей социально-про-
фессиональных ценностей и ценностных ориентаций российских учителей с учетом их педа-
гогического стажа (на примере Республики Татарстан). Ведущими подходами к исследованию
данной проблемы являются аксиологический и компетентностный подходы. Они обеспечи-
вают целостность изучения в диалектическом единстве социальных, профессиональных и
личностных ценностей педагога. В статье представлены результаты сравнительного анализа
иерархии социально-профессиональных ценностей российских педагогов, имеющих различ-
ный педагогический стаж (от 0 до 5 лет, от 6 до 20 лет и свыше 20 лет); динамики проявления
их ценностных ориентаций в восприятии социального и познавательного смысла новых об-
разовательных функций; выявлены системообразующие ценности и ценностные ориентации
в инвариантных моделях системы ценностей педагогов с различным педагогическим стажем.
Полученные результаты исследования позволяют определить перспективные направления
подготовки и переподготовки высококвалифицированных учительских кадров с учётом зна-
чимости их социально-профессиональных ценностей и качеств.