В сентябре 2023 года в Словакии вступила в пилотную фазу реформа учебных программ начальных и средних школ, объявленная Министерством образования, исследований, развития и молодежи Словацкой Республики в 2020 году. На этом этапе первые школы начали преподавать по новым Государственным образовательным программам, а с сентября 2026 года ожидается, что все школы будут преподавать по ним. В статье авторы представляют отдельные результаты исследования, проведенного в рамках подготовки реформы учебных программ в трех регионах Словакии с целью выяснить мнение родителей о программах такого школьного предмета, как технология. В каждом из трех выбранных регионов в опросном исследовании участвовали две городские и две сельские школы. Родителей учеников, посещающих данные школы, спрашивали, какие темы, по их мнению, должны преподаваться в рамках технологии как школьной дисциплины. Собранные данные анализировались, с одной стороны, по всей выборке респондентов, без их дифференциации, а с другой – в зависимости от факторов сегментации респондентов, а именно: пол ребенка (дочь или сын) и местоположение школы (сельская – городская). Целью анализа было выявление значимых различий между результатами, полученными от каждой из этих подгрупп.
Автор : Алена Гашкова
Адаптация и эмпирическая оценка опросника по выгоранию учителей-наставников
Цель данного исследования – определить характеристики опросника для выявления выгорания учителей. В данном исследовании использовался опросник «Выгорание учителей», разработанный Вренчем и др. Опрос проводился в мае 2022 года. Выборка состояла из 103 учителей. Альфа Кронбаха составила 0,974. Результаты показали, что опрошенные учителя испытывают низкий уровень выгорания (M = 31,53, SD = 17,89). Хотя статус наставника и стаж работы не оказались статистически значимыми параметрами, замечено, что учителя, не участвующие в наставнической деятельности, испытывают более сильное выгорание, чем наставники. Учителя, имеющие стаж работы от 11 до 30 лет, демонстрируют признаки выгорания; даже молодые учителя (до 5 лет стажа) в той или иной степени отмечают чувство выгорания. Полученные результаты следует рассматривать как индикаторы для последующих изменений в системе образования Сербии в плане снижения требований, предъявляемых к учителям, особенно административных. Таким образом, основная рекомендация направлена на то, чтобы разработчики образовательной политики учитывали как можно больше параметров при внедрении новых изменений, особенно риски, лежащие в основе выгорания учителей.
Реформа учебных программ как средство повышения уровня технического образования в средних школах Словакии
В Словакии были реализованы различные инициативы по поддержке технического и политехнического образования в средних школах (ISCED 2). Несмотря на предпринятые усилия, данные инициативы не привели к повышению интереса учащихся к обучению в профессиональных технических училищах (ISCED 3). В данном вопросе важную роль играют учебные планы. В настоящее время Министерство образования, науки, исследований и спорта Словацкой Республики разрабатывает план по трансформации учебных программ для начального и среднего образования (ISCED 1–3). В статье представлены результаты исследования, посвященного анализу содержания школьного предмета «Технология» с точки зрения учащихся. Выборку составил 101 человек. Для сбора данных был использован опросник. Основные пункты анкеты были направлены на выявление любимых предметов учащихся, любимых тем или видов деятельности. Часть вопросов была посвящена определению влияния деятельности педагога на профессиональную ориентацию учащихся и их ожидания в отношении предметов технической направленности, которые преподаются в средней школе. В ходе анализа выявлено, что отношение учеников к предмету «Технология» крайне негативное. Это касается не только содержания предмета, но и того, как он преподается. Ученики проявляют интерес к практическим занятиям, во время которых они могут создавать различные предметы или продукты. Когда участников исследования попросили оценить предмет по традиционной шкале от 1 (отлично) до 5 (неудовлетворительно), только четыре учащихся поставили максимальную оценку, а 11 учеников оценили предмет на 5 баллов. В среднем школьники оценили предмет на 3 балла.
Влияние двух волн коронавируса на высшее образование: Сопоставительное исследование
Первая волна пандемии коронавируса привела к сильнейшему в истории человечества раз-
рыву в системе образования. Все образовательные учреждения были вынуждены перевести
свои образовательные процессы из очного в дистанционный формат. При этом некоторые
из них располагали более благоприятными условиями и более опытным персоналом для
осуществления этого перехода, другим пришлось начать создание соответствующих усло-
вий, причём как со стороны преподавателей, так и со стороны учащихся. В настоящее время
проводится множество исследований и анализов влияния пандемии коронавируса на об-
разование. В настоящей статье рассматривается конкретный исследовательский вопрос ис-
пользования школами и образовательными учреждениями опыта первой волны пандемии
коронавируса для обеспечения устойчивого качественного образования в условиях панде-
мии. Авторы представляют в своей работе результаты сравнительного исследования, осно-
ванного на результатах двух опросов в форме анкеты, проведенных в конце первой волны
пандемии коронавируса и во время второй волны. В ходе исследования рассматривались три
области: качество проведения дистанционного учебного процесса, техническое оснащение,
используемое студентами, мнение и опыт студентов о дистанционном обучении, а также вли-
яние домашнего обучения (атмосфера дома) на обучение студентов. Авторы статьи предста-
вили и более детально рассмотрели первую из этих трех областей, в частности, проанализи-
ровали, как опыт первой волны пандемии был применен в образовательном учреждении, в
котором они работают, для предотвращения негативного влияния пандемии на образование
и сохранения надлежащего качества образования, которое учреждение предоставляет своим
студентам.
Исследование факторов стресса, с которыми сталкиваются школьные учителя
Учителям приходится сталкиваться в школе с различными стрессовыми ситуациями. В этой
связи проведено много исследований, направленных на изучение потенциальных факторов
стресса, присутствующих в школьной среде. Как правило, подготовка учителей не подразуме-
вает развитие компетенций по разрешению стрессовых ситуаций на уроке. Однако, как толь-
ко учителя начинают свою профессиональную карьеру, в список их навыков и умений авто-
матически включается и данная компетенция. Цель настоящего исследования – определить
самые распространенные факторы стресса, с которыми сталкиваются учителя начальной
и средней школы в своей повседневной преподавательской деятельности. Для сбора данных
были использованы два метода: полуструктурированное интервью и наблюдения учителей во
время их занятий. На основе данных, полученных в ходе интервью, были определены девять
наиболее распространенных и серьезных факторов стресса: трудные ученики, несоответствие
между требованиями к успеваемости учащихся и их способностями, деструктивное поведе-
ние учеников, недостаточное внимание учащихся, социальные и эмоциональные факторы
среды, в которой живут учащиеся, использование мобильных телефонов во время занятий,
чрезмерная нагрузка и усталость учителей, недостаточное материально-техническое обеспе-
чение и отсутствие учебно-методических материалов, конфликты между учениками (указано
в иерархическом порядке). Наблюдение было проведено с целью подтвердить на практике
типы стрессоров, выявленных в ходе интервью. Анализ записей наблюдения подтвердил не-
которые стрессоры, выявленные ранее, а также определил новые факторы стресса.
Как студенты воспринимают образовательную поддержку через Facebook
С начала XXI века во всем мире отмечается рост проникновения социальных медиа во все ас- пекты жизни. Для молодежи они являются естественной частью их «цифровой экосистемы». По данным исследовательского центра Pew Research Centre, в 2014 году в США 71 % подрост- ков были пользователями Facebook и большинство не пользовались другими платформами. В 2018 году значительное большинство опрошенных сообщили об использовании, помимо Facebook, еще трех онлайн-платформ: YouTube, Instagram и Snapchat. 51 % респондентов заявили, что они являются пользователями Facebook. Кроме того, смартфон стал широко распространенным атрибутом подростковой жизни. Около 95 % подростков сообщили, что у них есть смартфон или доступ к нему, а 45 % подростков заявили, что они почти постоянно находятся в сети. При этом во время всемирной пандемии коронавируса использование гад- жетов растет в связи с необходимостью поддержания связи на карантине.
Учителя, с одной стороны, осознают эффективность социальных сетей в обмене информаци- ей или организации обучения. С другой стороны, педагоги считают, что социальные медиа являются причиной низкого внимания учеников и студентов во время школьных занятий. Тем не менее, поскольку молодежь проводит много времени в социальных сетях, нет смысла не использовать эти средства и в образовании, как показывают нынешние усилия по органи- зации образовательного процесса в дистанционном формате.
На педагогическом факультете университета им. Константина Философа в Нитре понимают значение социальных медиа в образовании и педагогической коммуникации и на протяже- нии уже нескольких лет уделяют этому особое внимание. В статье представлен опыт авторов по использованию Facebook в качестве средства поддержки образования. Выводы сделаны по результатам опроса, направленного на выявление мнений студентов о Facebook (до панде- мии) как новом феномене университетского образования (в сравнении с Moodle).
Профессиональные компетенции учителя и их оценка
Реформа словацкой системы образования потребовала повышения качества профессиональ-
ной деятельности учителя, в том числе через соблюдение требований к его компетентнос-
ти. Группой ученых Университета Константина Философа в Нитре (Словакия) осуществлён
исследовательский проект «Оценка компетенций учителя», посвященный разработке ком-
плексной модели оценивания и необходимых для этого инструментов. Результатом стали
специальные средства оценивания: оценочные листы для экспертов, листы самооценки для
учителей и инструмент корреляции оценки экспертов и учителей. В процессе разработки оце-
ночных средств были приняты во внимание специальная направленность каждой професси-
ональной компетенции и требования к содержанию и эффективности работы учителя. Эф-
фективность разработанных инструментов определялась с помощью панельных дискуссий,
пилотных исследований и личных интервью. Были проведены апробация оценочных средств
в начальных и средних школах Словакии, анализ и оценка результатов исследования. По-
лученные данные использованы для корректировки финальной версии оценочных средств,
которые будут предложены руководителям словацких школ для практического применения.
Один из аспектов работы посвящен компетенции планирования обучения. В рамках иссле-
довательского проекта авторы сосредоточили внимание на определении и анализе компо-
нентов данной компетенции, самый важный из которых – способность создавать модель
(план/сценарий) урока, успех которого зависит от правильной постановки образовательных
целей и задач и способов их достижения. Эта компетенция проявляется также в способности
учителя вносить в содержание учебного плана те изменения, которые диктует современная
ситуация и которые ориентированы на наиболее эффективные методологические подходы.
Разработанные средства оценивания компетенций, связанных с планированием обучения,
были апробированы в пилотном проекте. В статье частично представлены результаты иссле-
дования, которые подтвердили актуальность и целесообразность предложенной методики.
Требования к образованию и обучению в Республике Словакия разделяют общие подходы
к образованию граждан Европейского Союза. В то же время образование рассматривается в
качестве основы устойчивого развития общества, что может быть обеспечено как реформой
словацкой школьной системы, так и путем личностного, профессионального и карьерного
роста учителя.