В статье рассматривается проблема повышения уровня мотивации студентов к обучению в высших образовательных организациях на базе использования основных положений теории мотивационного комплекса. Представлена развернутая характеристика структуры мотивационного комплекса хорошо успевающих и слабоуспевающих студентов, а также результаты анализа влияния базовых мотивов на учебное поведение респондентов. Приводится прогноз изменения учебного поведения студентов при отсутствии коррекции системы управления их мотивацией в ближайшем будущем. Анализируются сильные и слабые стороны такого инструмента мотивации учебного поведения студентов, как балльно-рейтинговая система, применяемого в российских высших учебных заведениях. Анализ учебного поведения слабоуспевающих студентов позволил сделать ряд практических предложений по совершенствованию системы рейтингования студентов, направленных на повышение уровня их мотивации к получению профессиональных знаний, навыков и компетенций. Основные из них сводятся к необходимости дополнительного введения регрессионного компонента при формировании итогового рейтинга студента и отказа от выставления баллов за посещение занятий. Реализация этих и других предложений, по мнению автора, будет способствовать повышению уровня вовлеченности лиц, получающих высшее образование, в учебный процесс и росту профессиональной компетентности выпускников российских высших учебных заведений.
Автор : Александр А. Литвинюк
Целевые признаки креативных молодых специалистов для работы в сфере науки и высшего образования
В статье рассматривается проблема омоложения кадрового состава научных организаций
и высших учебных заведений: критерии отбора талантливых молодых специалистов, спосо-
бы их мотивации к построению карьеры в сфере науки, высоких технологий и высшего об-
разования. Авторы дают развёрнутую характеристику целевых признаков, необходимых для
успешной работы в креативной среде. На основе оригинальных методик, построенных на ба-
зовых положениях теории мотивационного комплекса трудовой деятельности, и применения
диагностического теста MMPI они определяют эталонный вариант личностного и мотиваци-
онного профиля научного работника и сопоставляют его с реальными профилями студентов
и аспирантов, желающих или не желающих продолжить своё обучение в аспирантуре и впо-
следствии трудоустроиться в высшее учебное заведение или научную организацию. Путём
логического сопоставления эталонного и реальных профилей были сделаны парадоксальные
выводы, связанные с тем, что лица, предрасположенные к научной деятельности, не имеют
стремления к поступлению в аспирантуру, а лица, профессионально непригодные к научной
деятельности, наоборот, стремятся продолжить своё обучения в аспирантуре. Анализ причин
подобной ситуации позволил авторам сделать ряд предложений по совершенствованию сис-
темы профессионального отбора и мотивации талантливых молодых специалистов. В основ-
ном рекомендации связаны с разработкой диагностических тестов для профориентации
и использования института постдокторантуры. Реализация этих предложений, по мнению
авторов, будет реально способствовать омоложению и укреплению кадрового потенциала
высших учебных заведений и научных организаций в Российской Федерации.