Согласно Концепции государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, для создания опережающей профессиональной подготовки специалистов необходимо более полно использовать механизмы социального партнерства, которое позволяет согласовать многообразные потребности рынка труда и академического сообщества. Однако для более аргументированного включения социальных партнеров в процесс профессиональной подготовки необходима многомерная модель, конкретизирующая цели и функции всех участников партнерства на каждом этапе обучения студентов в вузе.
Цель работы состоит в обосновании таксономической модели профессиональной подготовки будущих педагогов в социальном партнерстве педагогического вуза и дошкольной образовательной организации.
Ме¬то¬до¬ло¬гия и методи¬ка исследования основаны на системном, компетентностном и квалиметрическом подходах, позволяющих определить и согласовать с социальными партнерами компетентностно ориентированные цели профессиональной подготовки будущих педагогов в системе социального партнерства педагогического вуза и дошкольной образовательной организации. Эти цели представлены компактно в авторской таксономической модели, отображающей уровни востребованных на рынке труда знаний и умений, успешность формирования которых определяется уровнем профессиональной направленности будущих педагогов.
Структура и содержательное наполнение таксономической модели подготовки студентов в социальном партнерстве педагогического вуза и дошкольной образовательной организации определены методом групповых экспертных оценок. Предлагаемая таксономическая модель может быть полезна администрации и преподавателям вузов при проектировании учебного процесса в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, учитывающих потребности регионального рынка труда и ресурсы социальных партнеров.
Автор : Агзам А. Валеев
Диагностика педагогического мышления студентов – будущих педагогов на основе компетентностного подхода
В дидактике высшей школы недостаточно исследованным остается вопрос о формировании
профессионального мышления студентов, ориентированных на педагогическую деятель-
ность, так называемого педагогического мышления. Вместе с тем, феномен педагогического
мышления, способы его формирования и диагностики могут дать четкие ориентиры для реа-
лизации механизмов индивидуализации и коррекции обучения, направленных на оптималь-
ное развитие профессиональных качеств личности будущего педагога.
Цель публикации – описание авторской методики диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, пред-
усматривающей использование метода групповых экспертных оценок.
Методология и методики исследования. Исследование выполнялось на базе компетентност-
ного подхода, позволяющего согласовать компетентностно-ориентированные цели профес-
сиональной подготовки будущих педагогов с уровнями формирования их педагогического
мышления. Для обоснования структуры, содержания и уровней формирования педагогиче-
ского мышления студентов использовался метод групповых экспертных оценок с привлече-
нием в качестве экспертов квалифицированных преподавателей вузов и действующих педа-
гогов дошкольных организаций.
Результаты. Определены базовая структура педагогического мышления и уровни его
формирования у студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, позволяющие
аргументировать выбор средств обучения и адресной помощи обучающимся в рамках ин-
дивидуальных образовательных траекторий. Показана взаимосвязь и взаимозамисимость
компонентов педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных орга-
низаций со структурными компонентами профессионально-педагогической компетентности
выпускника бакалавриата.
Научная новизна. Предложена авторская методика диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, согла-
сованная с компетентностно-ориентированными целями их профессиональной подготовки,
определенными федеральным государственным образовательным стандартом высшего об-
разования и Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны администрации и
преподавателям вузов при проектировании индивидуальных образовательных траекторий
студентов бакалавриата – будущих педагогов дошкольных организаций, также аспирантам,
изучающим проблемы современного дошкольного образования.
К вопросу об интенсификации обучения иностранному языку в неязыковом вузе
Актуальность исследуемой проблемы связана с актуализацией использования программно-
го обеспечения образовательного процесса в вузах в такой предметной области, как «инос-
транный язык». Цель статьи заключается в раскрытии значимости интеграции различных
подходов к интенсификации обучения с целью оптимизации всей системы организации поз-
навательной деятельности студентов. В предлагаемой статье рассматриваются важнейшие
аспекты интенсификации обучения иностранному языку в неязыковом вузе; возможности
ориентированности иностранного языка на будущую профессиональную деятельность; ис-
пользование определенных подходов к обучению иностранным языкам, в частности, суг-
гестопедического подхода как способа интенсификации обучения; применение принципов
интенсивного обучения; учет факторов интенсификации обучения; использование приемов
обучения иностранного языка в неязыковом вузе; создание определенных компонентов об-
разовательной среды при обучении иностранного языка. В статье анализируются возможнос-
ти использования принципа ситуативности, предполагающего изучение иностранного языка
на основе ситуаций. В статье показано, как при обучении иностранного языка в неязыковом
вузе используются определенные интерактивные формы практического занятия. В связи с
этим делается вывод о том, что обучение иноязычной речевой деятельности на основе ком-
муникативного компонента интенсификации обучения должно быть систематическим, целе-
направленным, максимально приближенным к условиям реальной действительности с тем,
чтобы достичь положительного результата в обучении иностранному языку.