Рынок труда сегодня остро нуждается в эффективных высококвалифицированных кадрах, готовых к работе в условиях турбулентности и неопределенности, а значит, и в педагогах, способных обеспечить соответствующую подготовку таких кадров. Однако не всегда уровень профессионального мастерства педагогов профессионального обучения позволяет обеспечивать требуемое качество. Поэтому важной становится организация непрерывной системы мониторинга образовательной сферы и рынка труда, позволяющей своевременно диагностировать существующие и прогнозировать возможные профессиональные дефициты педагогов, организовывать образовательные мероприятия по их устранению.
Цель статьи – определить причины возникновения профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования, предложить способы преодоления данных дефицитов на основании выявленных образовательных потребностей.
Методология и методика. Исследование профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования реализовано с опорой на компетентностный подход, концепцию профессионального образования и теории профессиональных дефицитов. Основным методом сбора первичных данных выступал анкетный опрос (n=589).
Результаты. Выявлены группы профессиональных дефицитов педагогических работников системы профессионального образования в области методической компетентности (использование современных форм и методов организации профессионально-педагогического обучения; применение современных педагогических, в том числе цифровых технологий; создание условий для личностного и профессионального развития обучающихся; контроль и оценка).
Новизна и практическая значимость. Материалы исследования иллюстрируют первые опыты организации мониторинга образовательной сферы. Выявленный уровень профессиональной компетентности педагогов профессионального образования и конкретные дефициты в методической грамотности окажутся полезными для государственных органов и других профессиональных образовательных организаций при разработке комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессионального мастерства педагогов.