Результаты воспитательного процесса часто вызывают критику со стороны государства, родительского и педагогического сообщества и общества в целом, поскольку нормы, создаваемые на институциональном уровне системы воспитания, не всегда позволяют достичь целей
на процессуальном уровне.
Педагог как ключевой субъект воспитательной деятельности способен дать наиболее обоснованный ответ на вопрос о том, насколько существующие нормы помогают достичь воспитательных целей. Поэтому целью исследования является оценка качества норм и нормотворческой деятельности в сфере воспитания и определение возможностей и перспектив
осознанного участия в ней педагогического сообщества.
Был проведен экспертный опрос педагогов-практиков (N = 87) с использованием сервиса
Google Forms. Респонденты оценивали нормы Конституции РФ, федеральных законов, кодексов педагогической этики и др.
Результаты исследования показали, что респонденты согласны с тем, что в нормативном
регулировании государством сферы воспитания заданы значимые приоритеты, однако имеются проблемы с их реализацией: излишняя бюрократизация; ограничение творческого потенциала педагогов; неготовность конструктивно взаимодействовать с другими субъектами
нормотворчества. Большинство педагогов на практике не может влиять на создание, изменение или отмену норм, регулирующих воспитательный процесс в школе (за исключением
локального уровня), но готово активно участвовать в публичном обсуждении таких норм.
Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения системы воспитания через призму нормотворческой деятельности и внедрения механизмов участия педагогов в определении ценностно-нормативных приоритетов воспитания.