В экстремальный период мировых пандемических локдаунов обострилась проблема нагляд-
ности в гибридном обучении при сочетании очных практических занятий и дистанционных
лекций. Реализация гибридного обучения проявила комплекс образовательных рисков. Вы-
явлено снижение внимания к содержанию профессионально ориентированных текстов и ин-
фографике презентаций. Установлено ослабление ассоциативных связей учебного материала
с реальностью профессии. Отмечается неконкретность визуального представления объектов
производства. Студенты не получают адекватного представления о скорости и динамике из-
учаемых производственных процессов. Для снижения негативных эффектов гибридного об-
учения педагогический опыт ориентирует на развивающий потенциал технологий визуализа-
ции. Целью исследования является выявление и экспериментальная проверка развивающего
эффекта технологий визуализации контента профессионально ориентированных учебных
дисциплин в условиях гибридного обучения на уровне бакалавриата. Теоретический метод
исследования – анализ развивающего потенциала педагогических технологий визуализации
в отечественных и зарубежных вузах. Экспериментальные методы – реализация модернизи-
рованных педагогических технологий, таких как кейс-визуализация, Flickr-иллюстрирование
презентаций, прототипирование, статико-динамическая анимация, видео-квалиметрические
работы. Диагностические методы – анализ результатов анкетирования студентов, продуктов
обучения и результатов учебной успеваемости. В исследовании приняли участие 103 студента
2-3 курсов бакалавриата. Доказана востребованность и продуктивность технологий визуали-
зации в гибридном обучении на уровне бакалавриата. Большинство студентов достаточно
высоко оценили использованные технологии и получили оценки учебной успеваемости выше
среднего уровня. Показано, что кейс-визуализация обеспечивает реалистичность представле-
ния профессионально ориентированных ситуаций. Отмечен эффект развития абстрактного
мышления, наблюдательности, повышения концентрации внимания, профессиональной за-
интересованности студентов. Flickr-иллюстрирование презентаций студентами обеспечивало
развитие навыка командной работы в территориально распределенном удаленном формате.
Видео-квалиметрические работы стимулировали более глубокое изучение производственных
процессов. Студенты получали возможность просмотра видеозаписей в удобное для них вре-
мя, а также их повтора, приобретали умения визуальных наблюдений и квалиметрических
действий с типовыми мерительными приборами. Таким образом, технологии визуализации
в современном цифровом варианте обеспечивают повышение качества профессионального
образования как в очном, так и в удаленном формате проведения занятий в вузах. Результа-
ты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов на платформах
MOODLE, а также в иных цифровых образовательных средах, реализуемых в рамках высшего
образования.