• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Специфика структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением речи

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd.16.3.31
  Количество Объем: 16 | Номер выпуска: 3 | Страницы: 398 - 419
  Дата издания: Сентябрь 2021
  Ключевые слова: антиципация, дошкольники, общее недо- развитие речи, предвосхищение будущего, прогнозирование
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Анна И. Ахметзянова, Елена А. Лемех, Ирина С. Сальникова, Татьяна В. Артемьева
  B закладки

Способность к прогнозированию является одним из важных аспектов психического разви-
тия человека, в частности, отмечается взаимосвязь прогностической компетенции и про-
цесса социализации. Как показывают психологические исследования, дети с особыми обра-
зовательными потребностями, в том числе дети с общим недоразвитием речи, в сравнении
с их сверстниками без речевой патологии более подвержены нарушению социализации
и возникновению школьной дезадаптации, что влияет на успешность обучения. Такие дети
испытывают трудности в соблюдении социальных норм при осуществлении своих целей,
так как не могут предвосхитить последствия определенной ситуации, что может привести к
девиантному поведению и школьной неуспеваемости. С целью изучения структурно-функ-
циональных характеристик прогнозирования у дошкольников с общим недоразвитием речи
в данной работе проанализированы имеющиеся в научной литературе результаты исследо-
ваний по данной проблеме, представлены результаты собственного экспериментального ис-
следования, проведенного с помощью методики «Прогностические истории», разработанной
преподавателями кафедры психологии и педагогики специального образования Казанского
федерального университета, и сравнительный анализ данных, полученных в ходе проведён-
ного эксперимента. Как показало наше исследование, дети дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи демонстрируют более низкие показатели по всем характеристикам
прогнозирования в сравнении с их нормотипичными сверстниками, имеют специфические
особенности прогноза вследствие речевой патологии и недостатков высших психических
функций, значимыми из которых являются недостаточность когнитивной функции прогно-
зирования и прогноза высказывания. Недостатки прогностической способности у дошколь-
ников с речевой патологией обуславливают риск возникновения социальной дезадаптации,
что требует внимания специалистов в области специального образования. Полученные нами
данные расширяют научные представления о прогностической компетентности дошколь-
ников с общим недоразвитием речи, дополняют картину ее специфических особенностей,
выделяют наиболее значимые недостатки процесса прогнозирования данной категории де-
тей. Это позволяет определить направления работы по развитию прогностических функций
у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также предотвратить или минимизировать
проявления школьной дезадаптации.

След

  Особенности формирования в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя
Стили и методы семейного воспитания и готовность молодежи к агрессии  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress