• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

АКАДЕМИК МАХМУТОВ – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): ESD
  Количество Объем: 11 | Номер выпуска: 47 | Страницы: 110 - 116
  Дата издания: Март 2016
  Ключевые слова: вклад в современное образование, Махмутов Мирза Исмаилович, организатор науки и просвещения, создатель теории проблемного обучения
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Валерьян Фаритович Габдулхаков, Диляра Мансуровна Шакирова, М.А.Чошанов
  B закладки

Цель статьи – показать место проблемного обучения в современной теории образования. Создателем целостной концепции проблемного обучения в 60-80-е годы ХХ века был академик Мирза Исмаилович Махмутов. По М.И.Махмутову, проблемное обучение представляет собой дидактическую систему. Эта система основана на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включает определенное сочетание приемов и методов преподавания и учения. Приемы и методы напоминают научный поиск.
М.И.Махмутов выделял проблемное преподавание и проблемное учение. Проблемное преподавание определяется как деятельность преподавателя по обеспечению условий проблемного учения путем преднамеренного создания системы последовательных проблемных ситуаций и управления процессом их разрешения самими обучаемыми. Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности анализа проблемных ситуаций, формулировке проблем и их решению посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказатель-ства, а также путем проверки правильности решения. Создание системы проблемных ситуаций и управ-ление деятельностью обучаемых по самостоятельному решению учебных, а иногда и научных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения. Основным понятием теории проблемного обуче-ния является проблемная ситуация. Условием возникновения такой ситуации являются противоречия между фактами, явлениями в науке, жизни или между знанием и незнанием обучаемых.
Современные теории образования (дошкольного, школьного, высшего) учитывают теоретический и практический опыт реализации проблемного обучения. Это обнаруживается и в технологиях развития дошкольного детства, и в технологиях модульного, концентрированного обучения, развития критиче-ского мышления и в современных технологиях дистанционного обучения, и в разнообразных формах учебного сетевого взаимодействия, и в общих направлениях развития цифровой педагогики. Теория проблемного обучения М.И.Махмутова – это теория перспективного развития современного образова-ния.

След

  Индивидуальный подход при обучении химии
Дидактика Махмутова  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress