В нашем исследовании мы исходим из того, что красота книги раскрывается не только в том, каким языком она написана, но и в еѐ форме, эмоциональной окраске повествования, индивидуальном и непо-вторимом видении мира автором и его героями. Поэтому мы считаем, что психологический анализ яв-ляется эффективным способом развития эстетических чувств учащихся, приобщения их к глубокому восприятию произведения, пониманию характеров героев и философии жизни. Он позволяет постигать и подтекст произведения, объяснять причины событий или явлений, причины поступков героев, их ду-шевных переживаний, находить то, что обращает читателя к анализу собственного внутреннего мира и философии жизни. Задача этой статьи заключается в том, чтобы на примере фрагментов разбора художественных про-изведений Л.Толстого, М.Шолохова и др., романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» с помощью пси-хологического анализа показать, как приѐмы анализа, такие, как: составление психологической парти-туры переживаний героя (см. график переживаний Понтия Пилата, который позволяет одновременно анализировать чувства Пилата, самого читателя и автора произведения); составление психологического досье; словаря описаний голосов, жестов, мимики, взглядов; цветового спектра чувств, психологиче-ского комментария – помогают познавать не только характеры героев-персонажей, мотивы их по-ступков, индивидуальный стиль писателя, но и вырабатывать собственную систему отношений к миру, людям, себе.